Horch 850: престижный автомобиль для нацистской верхушки

Horch 850: престижный автомобиль для нацистской верхушки

22 ноября 2023 0 Автор autohs.ru

Эту немецкую автомобильную марку сейчас помнят главным образом благодаря тому, что именно она стояла у истоков ныне широко известного концерна Ауди. Между тем в начале ХХ века это был один из наиболее авторитетных и успешных производителей автомобилей высшего класса. Главный флагман компании Horch 850 (950) считался венцом автомобильного искусства и широко применялся партийной верхушкой нацистской Германии.

История автомобильной марки Horch

Horch 14-17
Первый 4-цилиндровый автомобиль Horch 14/17 появился в 1902 году

Автомобильное дело Август Хорьх завел одним из первых в мире. Еще в 1899 году он основал фирму August Horch & Cie, где начал производство одноцилиндровых автомобилей легкого типа. Вскоре под маркой Horch выпускались более совершенные 2-цилиндровые машины, а в 1902 году на производство поступила престижная 4-цилиндровая модель мощностью 17 л.с. Дело спорилось и в 1907 году фирма в числе первых представила серийный 6-цилиндровый автомобиль, а в 1908-м ее ежегодный производственный тираж впервые превысил 100 единиц, что по тем временам считалось не так уж и мало. Однако уже через год, разругавшись с компаньонами, Август Хорьх покинул основанную им компанию — и тут же организовал новое предприятие Audi Automobilwerke GmbH. Так пути Audi и Horch временно разошлись.

С трудом пережив трудные послевоенные времена, в 1932 году обе фирмы вошли в состав автомобилестроительного концерна Auto Union, членами которого помимо них стали еще две немецкие автокомпании DKW и Wanderer. Создание нового концерна позволило сконцентрировать финансовые ресурсы и реорганизовать производство с учетом узкой специализации каждой конкретной марки. Так в этой иерархии отделению Хорьх была отведена почетная и важная миссия — наладить ограниченное производство мощных представительских автомобилей.

Horch 11-22
Август Хорьх в своем спортивном Horch 11/22

Следует отметить, что фирма Хорьх удачно вписалась в нацистскую идеологию, где именно таким наиболее совершенным и роскошным автомобилям, предстояло доказать превосходство и огромный технический потенциал немецкой нации. В середине 1930-х заводы Horch получили государственные субсидии и прошли основательную модернизацию в ходе которой были закуплены новые современные станки и испытательные стенды. К тому времени могучий концерн Auto Union вышел на второе место по производству автомобилей в Германии, главным образом благодаря простым и массовым автомобилям ДКВ. На долю Хорьха приходилось не более 3-4% от общего объема выпуска, а общий ежегодный тираж не превышал 2 тыс. единиц. Однако отнюдь не массовостью стали известны автомобили Horch!

Horch 850

Horch 850
Первый серийный Хорьх 850 покинул заводские ворота в июне 1935 года

В середине 1930-х компания открыла новую производственную программу в которую вошли четыре модели. Младшие из них представители серии 830 и 930 комплектовались 8-цилиндровыми V-образными моторами объемом 3-3,8 л мощностью 70-92 л.с. Сверху эту гамму дополняли более роскошные модели 850 и 950 оборудованные 5-литровым двигателем V8 с верхним расположением распределительного вала и мощностью 100 л.с. Все автомобили имели рамное основание, рессорные зависимые подвески, 12-вольтовое электрооборудование, 4-ступенчатую синхронизированную коробку передач и гидравлический привод тормозов. Вдобавок серия славилась широкой номенклатурой кузовов, которые в эксклюзивном и заказном порядке изготавливались на ведущих немецких кузовостроительных фирмах — Spohn, Wendler, Glaser и др.

Помимо базовых версий на производство поступила спортивная модификация Horch 850 Sport оборудованная открытым 2-дверным кузовом типа родстер или кабриолет. Эта солидная машина с колесной базой 3450 мм и массой в 2600 кг могла разгоняться до 140 км/ч. Являясь основным соперником Mercedes-Benz 500K, спортивный Horch 850 стал излюбленным автомобилем немецкой элиты. На нем с удовольствием разъезжали звезды эстрады, кино, спортсмены, крупные предприниматели, а позднее и немецко-фашистские военачальники.

Horch 951A
Один из автомобилей 951 модели был подарен Гитлером финскому маршалу Маннергейму

Естественно стоили спортивные Хорьхи невероятно дорого — от 14 до 22 тыс. рейхсмарок в зависимости от изготовителя кузова. Еще более дорогими были автомобили с закрытыми удлиненными кузовами типа Limousine и Pullman-Limousine. Но наиболее дорогая версия Horch 951 появилась в 1937 году. Шестиместный лимузин с удлиненной колесной базой (3750 мм) получил независимую заднюю подвеску DeDion и форсированный 5-литровый двигатель мощностью 120 л.с. В таком исполнении 3-тонный автомобиль мог разгоняться до 130 км/ч, а с некоторыми обтекаемыми кузовами единичного производства, максимальная скорость могла достигать 160 км/ч!

Horch 951A
В салоне Хорьх 951

Впрочем, не для быстрой езды покупались такие машины, на первом месте стоял высокий комфорт. Все без исключения автомобили Хорьх 850/950 имели салон с отделкой из натуральной кожи и ценных пород дерева. Передние сиденья были раздельными и имели индивидуальные регулировки спинки и профиля боковой поддержки. Ручки и элементы управления хромировались. Кроме того в некоторых машинах устанавливались высококачественный радиоприемник и электрический холодильник в комплекте с мини-баром!

Автомобиль для высшего руководства Третьего рейха

Horch 853A Sport
Horch 853A Sport образца 1937 года

С момента появления моделей 850(950) марка Horch, наряду с фирмами Maybach и Mercedes-Benz стала поставщиком особо качественных и роскошных автомобилей для высшего партийного и военного руководства Третьего рейха. Так известный немецкий генерал Эрвин Роммель владел спортивной моделью Хорьх 853 с двигателем на 100 л.с. Рейхсмаршалу Герману Герингу принадлежал эксклюзивный 120-сильный Horch 855 с заказным 2-местным бронированным кузовом от фирмы Glaser, а Вальтер Шелленберг руководитель политической разведки рейха в 1938 году за 18 тыс. марок приобрел 2-дверную модель 853А.

С 1935 по 1940 год фирма Хорьх выпустила всего 2,5 тыс. автомобилей серии 850/950. С началом войны компания перешла на выпуск военной техники, а после капитуляции Германии оказалась в советской зоне оккупации и прекратила свое существование. Заводы, впрочем, сохранились. На них вскоре наладили производство широко известных народных автомобилей Trabant.