НАМИ-0300 «Апельсин-2»: советский раллийный прототип
18 ноября 2023Мы уже рассказывали о среднемоторном раллийном прототипе НАМИ-0290 Апельсин, созданном в 1988 году группой энтузиастов Автомоторного института. Спустя два года этот же коллектив построил НАМИ-0300 Апельсин-2 — новый, более совершенный кроссовый автомобиль с обтекаемым кузовом и более мощным мотором!
НАМИ-0300 Апельсин-2
Если первый Апельсин создавался в инициативном порядке, то работа над следующей модификацией сразу носила официальный характер. С самого начала к проекту подключили Всесоюзный институт авиационных материалов, который создал полимер-композитную обшивку кузова весом всего 14 кг! Крепилась она к разработанному с нуля пространственному стальному каркасу, одновременно выполнявшему роль каркаса безопасности. Внешние кузовные панели были спроектированы таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение расположенных спереди радиаторов систем смазки и охлаждения.
Автомобиль был спроектирован по отработанной на предыдущей машине центральномоторной компоновочной схеме. Только на этот раз конструкторы использовали куда более мощный инжекторный мотор — 16-клапанный 2,3-литровый ЗМЗ-406.10 из перспективной линейки Заволжского моторного завода.
Двигатель существенно доработали: изменили фазы газораспределения и параметры производительности впрысковой системы питания, в результате чего добились увеличения мощности до 180 л.с. при максимальной частоте вращения коленвала 8000 об/мин. Более того в перспективе, после установки турбокомпрессора и дальнейшей модернизации, мощность планировали довести до 300-350 л.с. Тем не менее даже после небольшой форсировки, штатное сцепление с высокими нагрузками не справлялось, поэтому на Апелсин-2 установили импортное двухдисковое металлокерамическое сцепление фирмы Fichtel & Sachs.
Специально для НАМИ-0300 на основе компонентов коробки АЗЛК-2141 разработали оригинальную 5-ступенчатую МКПП со встроенным межосевым дифференциалом. Благодаря вязкостной муфте он позволял плавно перераспределять крутящий момент между осями и менять характер управляемости автомобиля. Аналогичные вискомуфты стояли в межколесных дифференциалах, сводя к минимуму пробуксовки колес. Подвески сделали независимыми на амортизаторных стойках МакФерсон. В них применялись детали передней подвески Москвич-2141 и газонаполненные амортизаторы Bilstein с регулировочными планшайбами. Но самое интересное в шасси НАМИ-0300 планировали реализовать систему 4WS со всеми управляемыми колесами.
К сожалению всем этим планам не суждено было осуществиться. В стране полным ходом шли экономические преобразование и НАМИ в период финансовой неопределенности, свернул затратную спортивную программу. Единственный построенный прототип НАМИ-0300 потерпел крушение на раллийных гонках в 1992 году и вскоре был утилизирован.