История Mercedes G4 Gelaendegaengig
15 ноября 2023Среди всех легковых автомобилей проходивших службу в вермахте, Mercedes G4 является пожалуй наиболее известным и узнаваемым. Этот необычный автомобиль предназначенный для высшего военного и партийного руководства нацистской Германии, стал воплощением мощи Третьего рейха, символом его неудержимого стремления к превосходству во всем, неважно, будь то политика главенства немецкой нации или производство наиболее совершенных в мире автомобилей.
Mercedes G4
После окончания Первой мировой войны немецкий рейхсвер долгое время не проявлял никакого интереса к специализированным легковым автомобилям повышенной проходимости. Для удовлетворения текущих потребностей армии, хватало обычных гражданских машин. Однако к середине 1920-х, потребность в такого рода автотехнике оформилась довольно четко, и работы в этом направлении сдвинулись с мертвой точки. В то время германское руководство еще не решалось нарушать требования Версальского договора, поэтому разработка подобной техники не афишировалась и шла по линии Министерства транспорта.
К проектированию многоцелевых армейских автомобилей грузоподъемностью 600-800 кг подключились сразу три немецкие автомобильные фирмы: Horch, Selve и Daimler-Benz. Результатом деятельности последней стал созданный в 1926 году трехосный Mercedes-Benz G1 с открытым 8-местным кузовом и рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 50 л.с. Автомобиль получился довольно тяжелым (3200 кг) и тихоходным поэтому серийного воплощения не получил. Две последующие серии проиндексированные как G2 и G3 также успеха не имели, и только в 1933 году Мерседес представил товарный, единственный в своем роде трехосный легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортабельным 7-местным кузовом открытого типа. Этот кабриолет стал своеобразным подарком Адольфу Гитлеру и высшему руководству Германии. Рейхсканцлер автомобиль оценил высоко и регулярно использовал для парадных выездов и международных визитов.
Респектабельный, но прежде всего военный Mercedes G4 (W31) базировался на прочной стальной раме с двойным выгибом лонжеронов. В ее недрах находилась 4-ступенчатая несинхронизованная коробка передач ZF скомпонованная с 2-ступенчатым демультипликатором. От нее крутящий момент передавался через карданные валы на ведущие неразрезные задние мосты с червячными редукторами и самоблокирующимися дифференциалами. Сами подвески были реализованы по грузовому типу: задняя на балансирной тележке с полуэллиптическими многолистовыми рессорами, передняя также рессорная с мощными гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Все тормоза барабанные с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем Bosch.
А вот двигатель использовался — самый что ни наесть гражданский, от престижной спортивной модели Mercedes-Benz 500K. Рядный 8-цилиндровый мотор лишился объемного нагнетателя Rootes и при рабочем объеме 5 л и единственном двухкамерным карбюраторе Solex выдавал 100 л.с. Для столь тяжелой машины, особенно в бронированном варианте исполнения, двигатель оказался слабоват, поэтому в 1937 году ему на смену пришел более мощный 115-сильный агрегат Mercedes M124, прирост в отдаче которого был получен простым физическим увеличением рабочего объема до 5,3 л. Машина получившая обозначение Mercedes-Benz G4 W131 выпускалась всего год, после чего ей на смену пришел последний, третий вариант G4, оборудованный 110-сильным (5,4 л) мотором от спортивной двухдверки Mercedes-Benz 540K. Как показала практика почти стандартные гражданские моторы оказались не слишком приспособлены для военного использования, при активной эксплуатации на бездорожье, они страдали от перегрева и преждевременно выходили из строя.
Штучная серия
Центральной особенностью Мерседеса G4 стал его кузов. В самом продвинутом исполнении он имел бронезащиту всех боковых стенок, лобового стекла и моторного отсека. В задней части кузова находился роскошный кожаный диван с мягкой набивкой. Посередине располагались два складных сиденья предназначенных для сопровождающегося персонала. Интересно, что несмотря на утилитарное предназначение, передняя панель G4 имела улучшенную отделку с приборами с хромированными окантовками и отдельным модулем управления ламповым радиоприемником.
За счет длинной колесной базы, заднеприводной трансмиссии 6х4 и огромного веса (3550 кг) на бездорожье G4 чувствовал себя не слишком уверенно, особенно на слабонесущих грунтах. Максимальная скорость автомобиля была ограничена возможностью внедорожных шин и не превышала 67 км/ч. Расход топлива на шоссе составлял около 30 л на 100 км, на бездорожье — вдвое больше.
Выпущенные Mercedes-Benz G4 в основном выполняли представительские функции, хотя фирма-производитель неоднократно пыталась их пристроить в войска, в качестве командно-штабной машины. Однако в вермахте хватало других, более приспособленных, а главное дешевых трехосных кабриолетов, так что все эти попытки оказались напрасными. С началом активных военных действий Адольф Гитлер пересел на более защищенный закрытый Mercedes-Benz 770, и много «четверок» из его правительственного кортежа отправились на фронт, где благополучно сгинули. Из 57 выпущенных машин до наших дней сохранилось едва ли 5 единиц.