АС Cobra 428 Coupe: неизвестное купе фирмы AC Cars
14 ноября 2023Британская автомобильная марка AC Cars прославилась благодаря спортивной модели Cobra, созданной в кооперации с известным американским гонщиком Кэролом Шелби. Машина эта оказалась поистине культовой, но далеко не сразу. Непосредственно в момент появления дерзкая и компактная двухдверка с открытым округлым кузовом пришлась по вкусу далеко не всем. Как следствие тогдашний руководитель AC Cars Дерек Харлок, счел за благо создать более спокойный вариант Cobra Mk3 с удлиненным шасси и закрытым кузовом купе.
Cobra 428
В основание новой машины положили удлиненное на 150 мм шасси AC Cobra третьего поколения. В отличите от базовой модели, на Cobra 428 применили более цивильный big-block мотор от Ford Galaxie. От него же пришлась совершенно стандартная 3-ступенчатая автоматическая трансмиссия Ford C6 (опционально можно было установить 4-ступенчатую «механику»). При рабочем объеме 7 л (428 куб. дюймов) двигатель выдавал 345 л.с., на 80 сил меньше нежели чем у родстера Cobra 427. В остальном шасси изменений не претерпело и включало в себя независимые двухрычажные пружинные подвески, дисковые тормоза всех колес и реечное рулевое управление.
Определившись с технической частью, британцы приступили к поиску кузовного ателье, которое спроектирует машине стильный и солидный 4-местный кузов. Поначалу обратились к стародавним партнерам из студии Bertone, однако их вариант кузова Харлоку категорически не понравился. Тогда англичане устремились к не менее именитому кузовостроителю Пьетро Фруа, который совсем недавно спроектировал внешний вид Maserati Mistral. Дерек Харлок собственно так и заявил итальянцу, дескать хочу такой же элегантный и стильный двухдверный кузов как у Мазерати. Фруа удовлетворил своего заказчика на все 110% — Cobra 428 оказался настолько похож на Mistral, что злопыхатели утверждали, что автомобили использовали один и тот же кузов, а разница лишь во внешней деталировке. На самом деле это было не так. Кузов AC Cobra был ниже и шире, а задок получил совершенно иное оформление с уменьшенным задним стеклом. В целом Cobra 428 соответствовала всем представлениям автомобилей класса GT и получила мощный, но не агрессивный мотор, автоматическую трансмиссию и комфортабельный 4-местный салон.
Основными конкурентами AC Frua (так машину называли неофициально) выступили лучшие европейские марки: Aston Martin, Ferrari, Maserati и Lamborghini. Причем Aston Martin DB5 и DB6 в AC Cars считали едва ли не главным оппонентом, поэтому при настойке 428-й Кобры в основном ориентировались на него. В результате новинка от AC оказалась быстрее модели DB6 — ее ускорение до 100 км/ч длилось всего 6 сек., а предельная скорость разгона составила 230 км/ч.
Ограниченный тираж
Дебют автомобиля состоялся в октябре 1965 года на лондонском автосалоне. Причем сначала представили открытую версию кабриолет, а купе продемонстрировали только в марте следующего года. Когда начали набирать заказы оказалось, что Cobra 428 стоит не просто дорого, а очень дорого! В Великобритании стоимость автомобиля в кузове купе начиналась от 5,5 тыс. фунтов, на тысячу фунтов дороже чем Aston Martin DB6, и почти в два раза дороже чем Jaguar E-Type. Такая высокая цена появилась не из-за жадности компании AC Cars, а в следствие сложной логистики и штучного характера производства. Британская компания зависела не только от поставок силовых агрегатов из США, но и от крайне скудных производственных возможностей туринской мастерской Пьетро Фруа. Кроме того каждое отдельное шасси приходилось перевозить туда-сюда: сначала из Великобритании в Италию для установки кузова, а затем обратно для окончательной сборки.
В результате производство AC Cobra 428 свернули в 1973 году, едва выпустив 81 экземпляр (29 с кузовом кабриолет и 3 прототипа). До наших дней сохранилось всего 54 автомобиля, и каждый из них считается настоящей коллекционной ценностью, стоимость которой может превышать полмиллиона долларов!