BMW 328 (327): первые настоящие автомобили БМВ

BMW 328 (327): первые настоящие автомобили БМВ

26 февраля 2024 0 Автор autohs.ru

Не многие знают, но свою автомобильную деятельность немецкая фирма БМВ начинала с легких и дешевых лицензионных микролитражек Dixi. Известному производителю передовых авиационных двигателей, столь простые и даже примитивные машины были не к лицу, поэтому довольно скоро баварцы разработали и пустили в производство свои первые оригинальные машины с мощными 6-цилиндровыми моторами, независимыми передними подвесками и знаменитыми передними облицовками. Наиболее престижными и совершенными в этой серии стали спортивные модели BMW 327 и BMW 328.

Первые автомобили БМВ

BMW 303
Первый оригинальный автомобиль БМВ 303

Первый автомобиль собственной разработки под обозначением BMW 303 баварцы представили в 1933 году. Это был достаточно легкий 2-дверный седан оборудованный 6-цилиндровым рядным мотором объемом 1,2 л мощностью 30 л.с. В основании машины находилась стальная трубчатая рама к которой посредством поперечно расположенной рессоры крепилась передняя независимая подвеска. Сзади находился классический мост подвешенный на продольных полуэллиптических рессорах.

С самого начала BMW 303 зарекомендовал себя как довольно надежный, быстроходный автомобиль (максимальная скорость 100 км/ч), с отличными характеристиками управляемости, идеально приспособленный для передвижения по строившимся тогда немецким автобанам. Конечно по сравнению с первой микролитражкой BMW Dixi, цена 303-го была несколько высоковата и доходила до 4200 рейхсмарок, однако в условиях формирования нового имиджа БМВ как производителя скоростных и технически совершенных машин, это обстоятельство пошло только на пользу.

Первый автомобиль БМВ
Именно 303-й впервые получил легендарные вертикальные прорези на решетке радиатора — фирменную черту всех последующих автомобилей марки БМВ

За два года производства было реализовано 2300 машин, и вскоре за ними последовали еще более мощные модели с различными кузовами и другими цифровыми обозначениями: 309, 315, 319 и 320.

BMW 327

BMW 327
С появлением модели 327, фирма БМВ завоевала высокий авторитет и известность за пределами Германии

Наиболее популярной в середине 1930-х стала гамма 320, включавшая в себя несколько моделей с моторами объемом 2 л. Самая громкая слава выпала на долю спортивной модификации BMW 327 появившейся в 1937 году. Она представляла собой весьма элегантный, компактный 2-местный кабриолет или купе с заостренным клиновидным передком, интегрированными в обтекатели фарами и изящным задком на крышке багажника которого разместилось прикрытое кожухом запасное колесо. Все колеса имели единственную центральную гайку крепления, как у гоночных машин, а задние колесные ниши были прикрыты аэродинамическими щитками.

Автомобиль оборудовался 2-литровым 6-цилиндровым рядным мотором мощностью 55 л.с. Он имел довольно совершенную по тем временам конструкцию с полусферическими камерами сгорания, двумя карбюраторами Solex с нисходящим потоком и алюминиевой головки блока цилиндров с верхними клапанами и боковым распредвалом. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой частично синхронизированной коробкой передач, крутящий момент от которой передавался на задние колеса. Все подвески были реализованы по примеру модели 303, однако впервые в практике БМВ, в шасси нашли применение гидравлические амортизаторы, гидропривод тормозов и централизованная система смазки.

BMW 327 Cabriolet
Модель 327 в открытом кузове кабриолет

Все BMW 327 имели по-спортивному функциональный салон с крупными контрольными приборами, кожаной обивкой сидений и рулем из ценных пород дерева. На некоторых исполнениях в дополнение к двум передним сиденьям шли небольшие, «детские» сиденья второго ряда и малоразмерный багажник для пары дорожных чемоданов.

BMW 328

BMW 328
В те времена БМВ 328 считался настоящим спорткаром, ведь его разгон до 100 км/ч занимал всего 8 секунд

В том же 1937 году на производство пошел еще один вариант скоростного автомобиля под названием BMW 328. От описанной выше машины он отличался укороченной на 250 мм колесной базой, облеченной рамой и 2-литровым двигателем с совершенно новой алюминиевой головкой блока цилиндров. За счет нее и трех карбюраторов Solex отдачу мотора удалось увеличить до 80 л.с., что позволило достичь предельной скорости в 150 км/ч (на 25 км/ч больше чем у модели 327). Сама конструкция ГБЦ была довольно интересной: впускной клапан открывался вполне традиционно — посредством толкателя с коромыслом, а выпускной приводился от более сложной системы с одним коромыслом и двумя толкателями. В результате клапаны в этой ГБЦ располагались аналогично современным моторам типа DOHC: сверху и V-образно по отношению к камере сгорания. Это решение позволило с единственным распредвалом реализовать практически все преимущества двухвальных головок. В дополнение к 328-й модели в производство пошла промежуточная версия BMW 327/328, построенная на шасси БМВ 327 и оборудованная двигателем БМВ 328.

Двигатель BMW M328
Двигатель BMW M328 получил уникальную, высокопроизводительную ГБЦ, в результате мощность мотора достигла 80 л.с.

Дебют нового спортивного БМВ произвел фурор на европейских гоночных трассах. На 328-м шасси было построено множество прототипов с форсированными до 150 л.с. двигателями и особо привлекательными обтекаемыми кузовами. Их спортивные достижения были по истине огромны. В 1936 году первые BMW 328 отметились на Нюрбургринге, затем в 1939 году случились крупные победы в Ле-Мане и последних предвоенных гонках Милле-Милья.

Лучший довоенный БМВ

Спортивных автомобилей BMW 327 и 328 выпустили совсем немного — всего 2339 единиц (из них лишь 464 носили индекс 328), но именно они прославили относительно молодую и до той поры малоизвестную автомобилестроительную фирму. Современники по достоинству оценили по-немецки надежные, выносливые, технически совершенные и красивые автомобили. А специалисты нашего времени по праву считают машины серии 327/328 лучшими в своем классе довоенными автомобилями.