
BMW 328 (327): первые настоящие автомобили БМВ
26 февраля 2024Не многие знают, но свою автомобильную деятельность немецкая фирма БМВ начинала с легких и дешевых лицензионных микролитражек Dixi. Известному производителю передовых авиационных двигателей столь простые и даже примитивные машины были не к лицу, поэтому довольно скоро баварцы разработали и пустили в производство свои первые оригинальные машины с мощными 6-цилиндровыми моторами, независимыми передними подвесками и знаменитыми передними облицовками. Наиболее престижными и совершенными в этой серии стали спортивные модели BMW 327 и BMW 328.
Первые автомобили БМВ
Первый автомобиль собственной разработки под обозначением BMW 303 баварцы представили в 1933 году. Это был достаточно легкий 2-дверный седан, оборудованный 6-цилиндровым рядным мотором объемом 1,2 л мощностью 30 л.с. В основании машины находилась стальная трубчатая рама, к которой посредством поперечно расположенной рессоры крепилась передняя независимая подвеска. Сзади находился классический мост, подвешенный на продольных полуэллиптических рессорах.
С самого начала BMW 303 зарекомендовал себя как довольно надежный, быстроходный автомобиль (максимальная скорость 100 км/ч), с отличными характеристиками управляемости, идеально приспособленный для передвижения по строившимся тогда немецким автобанам. Конечно по сравнению с первой микролитражкой BMW Dixi, цена 303-го была несколько высоковата и доходила до 4200 рейхсмарок, однако в условиях формирования нового имиджа БМВ как производителя скоростных и технически совершенных машин, это обстоятельство пошло только на пользу.
За два года производства было реализовано 2300 машин, и вскоре за ними последовали еще более мощные модели с различными кузовами и другими цифровыми обозначениями: 309, 315, 319 и 320.
BMW 327
Наиболее популярной в середине 1930-х стала гамма 320, включавшая в себя несколько моделей с моторами объемом 2 л. Самая громкая слава выпала на долю спортивной модификации BMW 327, появившейся в 1937 году. Она представляла собой весьма элегантный, компактный 2-местный кабриолет или купе с заостренным клиновидным передком, интегрированными в обтекатели фарами и изящным задком, на крышке багажника которого разместилось прикрытое кожухом запасное колесо. Все колеса имели единственную центральную гайку крепления, как у гоночных машин, а задние колесные ниши были прикрыты аэродинамическими щитками.
Автомобиль оборудовался 2-литровым 6-цилиндровым рядным мотором мощностью 55 л.с. Он имел довольно совершенную по тем временам конструкцию с полусферическими камерами сгорания, двумя карбюраторами Solex с нисходящим потоком и алюминиевой головкой блока цилиндров с верхними клапанами и боковым распредвалом. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой частично синхронизированной коробкой передач, крутящий момент от которой передавался на задние колеса. Все подвески были реализованы по примеру модели 303, однако впервые в практике БМВ в шасси нашли применение гидравлические амортизаторы, гидропривод тормозов и централизованная система смазки.
Все BMW 327 имели по-спортивному функциональный салон с крупными контрольными приборами, кожаной обивкой сидений и рулем из ценных пород дерева. На некоторых исполнениях в дополнение к двум передним сиденьям шли небольшие, «детские» сиденья второго ряда и малоразмерный багажник для пары дорожных чемоданов.
BMW 328
В том же 1937 году на производство пошел еще один вариант скоростного автомобиля под названием BMW 328. От описанной выше машины он отличался укороченной на 250 мм колесной базой, облегченной рамой и 2-литровым двигателем с совершенно новой алюминиевой головкой блока цилиндров. За счет нее и трех карбюраторов Solex отдачу мотора удалось увеличить до 80 л.с., что позволило достичь предельной скорости в 150 км/ч (на 25 км/ч больше, чем у модели 327). Сама конструкция ГБЦ была довольно интересной: впускной клапан открывался вполне традиционно — посредством толкателя с коромыслом, а выпускной приводился от более сложной системы с одним коромыслом и двумя толкателями. В результате клапаны в этой ГБЦ располагались аналогично современным моторам типа DOHC: сверху и V-образно по отношению к камере сгорания. Это решение позволило с единственным распредвалом реализовать практически все преимущества двухвальных головок. В дополнение к 328-й модели в производство пошла промежуточная версия BMW 327/328, построенная на шасси БМВ 327 и оборудованная двигателем БМВ 328.
Дебют нового спортивного БМВ произвел фурор на европейских гоночных трассах. На 328-м шасси было построено множество прототипов с форсированными до 150 л.с. двигателями и особо привлекательными обтекаемыми кузовами. Их спортивные достижения были поистине огромны. В 1936 году первые BMW 328 отметились на Нюрбургринге, затем в 1939 году случились крупные победы в Ле-Мане и последних предвоенных гонках Милле-Милья.
Лучший довоенный БМВ
Спортивных автомобилей BMW 327 и 328 выпустили совсем немного — всего 2339 единиц (из них лишь 464 носили индекс 328), но именно они прославили относительно молодую и до той поры малоизвестную автомобилестроительную фирму. Современники по достоинству оценили по-немецки надежные, выносливые, технически совершенные и красивые автомобили. А специалисты нашего времени по праву считают машины серии 327/328 лучшими в своем классе довоенными автомобилями.