BMW Dixi: первый автомобиль марки БМВ
12 февраля 2024Удивительно, но именно этот скромный и невзрачный автомобиль стоял у истоков таких известных марок, как BMW и Datsun. Даже такая уважаемая фирма, как Jaguar, во многом обязана своим существованием этому простому, лишенному всякого спортивного духа автомобильчику. Родившись под именем Austin 7, он быстро завоевал популярность во всей Европе. В Германии он переродился в BMW Dixi и стал самым первым автомобилем в истории этой легендарной марки.
История марки Dixi
Вся эта история началась в далеком 1899 году, когда на велосипедной фабрике Fahrzeugfabrik Eisenach из города Айзенаха началась сборка легких автомобилей Wartburg. Какого-то широкого распространения эти простые 4-сильные машины не получили, и в 1904 году руководство компании приняло решение начать производство новых, более совершенных и мощных автомобилей. При этом от прежнего длинного и неблагозвучного названия решительно отказались и в качестве нового наименования выбрали емкое и резкое выражение Dixi (в пер. с латинского «я все сказал»).
Автомобили Dixi особым престижем никогда не славились, зато имели репутацию достаточно прочных и надежных машин. В начале 1920-х фирма предприняла попытку освоить выпуск более престижных и дорогих автомобилей, но грянувший мировой кризис быстро обрушил эти планы. После чего компания Дикси, впрочем, как и многие другие европейские автопроизводители, была поставлена перед выбором: срочно наладить выпуск простого и дешевого микролитражного автомобиля, либо отправиться на свалку истории. К тому моменту фирма уже была не в состоянии самостоятельно разработать такую машину, потому подходящую конструкцию решили подыскать на стороне.
Dixi DA-1
После недолгих поисков выбор остановили на популярном британском микроавтомобиле Austin 7, который пользовался огромным спросом у небогатых европейских автолюбителей. Срочно закупив лицензию и необходимую техническую документацию, в декабре 1927 года в Айзенахе приступили к производству немецкой вариации Austin 7.
Автомобиль получил наименование Dixi 3/15 PS или DA-1 и почти ничем не отличался от английского аналога. Это был максимально простой малогабаритный автомобиль с 4-тактным бензиновым двигателем объемом 747 см3. Мотор с термосифонной системой охлаждения, боковыми клапанами и одним карбюратором выдавал 15 л.с. Он работал в паре с 3-ступенчатой коробкой передач, крутящий момент от которой передавался на задние колеса. В основании машины находилась лонжеронная рама с П-образными профилями. К ней через поперечную рессору подвешивались передние колеса, гипоидный задний мост крепился посредством двух продольных четверть-эллиптических рессор. Тормоза были механическими с ножным приводом и действовали только на заднюю ось.
Dixi DA-1 оборудовался достаточно простыми 2-дверными открытыми и закрытыми кузовами на два, три или четыре места. В целом DA-1 полностью отвечал всем требованиям доступного народного автомобиля. Он стоил всего 2700-3200 рейхсмарок и при этом обладал хоть и упрощенной, но довольно современной полноценной конструкцией.
BMW Dixi
Тем временем фирма BMW из Мюнхена, знаменитая своими высококачественными авиационными моторами, оказалась в крайне сложном положении. После окончания Первой мировой Германии запретили производить сложное и тяжелое оборудование, поэтому БМВ была вынуждена переориентироваться на выпуск легких судовых и мотоциклетных моторов. Компанию, обладавшую очень высоким производственным и инженерным потенциалом, такое положение дел не устраивало, поэтому она решила освоить более перспективное и доходное направление — автомобилестроение.
Проектировать собственный автомобиль с нуля в руководстве БМВ посчитали нецелесообразным и занялись поиском подходящей лицензионной конструкции. Тут-то и обнаружилась небольшая и отнюдь не самая благополучная фирма Дикси. После недолгих переговоров в октябре 1928 года баварские моторостроители переквалифицировались в автомобилестроителей и стали полноправными владельцами Айзенахского автомобильного завода.
Смена вывески пошла предприятию на пользу. В Айзенахе баварцы развернули более крупное производство модели DA-1, которую по первой называли просто BMW Dixi, а с 1929-го года BMW 3/15 PS. Постепенно новые хозяева модернизировали машину и ввели в производственную программу несколько модификаций. В 1929-1930-х годах на производство поступили модели DA-2 и DA-4 с шестью типами кузовов, а в 1931-м к ним добавился спортивный родстер DA-3 с мотором мощностью 18 л.с. Годом позднее на производстве появилась еще более мощная 20-сильная серия AM с двигателем объемом 787 см3. Однако к тому времени, поверив в свои силы и сформировав крепкий конструкторский отдел, баварцы постепенно стали отказываться от простых микролитражек и переходить к разработке своих, более престижных конструкций.
Производство BMW Dixi свернули в 1932 году. Всего под маркой BMW было выпущено 16 тыс. автомобилей Dixi. Сейчас марка БМВ пользуется заслуженным авторитетом, и мало кто помнит, что у ее истоков стоял вот такой вот простенький и дешевый автомобильчик.