КИА-Автотор: история первых отечественных «иномарок»
09 февраля 2024После распада СССР отечественное автомобилестроение погрузилось в глубокий кризис, сопровождавшийся резким падением качества и снижением объемов производства. На этом фоне активизировались зарубежные автопроизводители, желавшие как можно скорее освоить перспективный российский рынок. Одной из первых иностранных компаний, развернувших автомобильное производство в нашей стране, была южнокорейская компания Киа. В 1996 году она совместно с калининградской фирмой Автотор организовала сборку легковых автомобилей. О том, какие это были модели и сколько они стоили, читайте в нашей статье.
КИА-Автотор
Фирма Автотор была основана в Калининграде в 1994 году где в то время существовали значительные налоговые льготы. Два года спустя между фирмой Киа и Автотором был подписан контракт на производство автомобилей Киа по системе SKD-1. В простонародье называемая «отверточной», она представляла собой следующую схему производства: в Корее полностью собранные машины разбирали на несколько частей, импортировали в виде машинокомплектов по низкой таможенной ставке и собирали в Калининграде на судоремонтном заводе Янтарь.
Первые машины предприятия, называемого тогда Киа-Балтика, покинули ворота завода в 1997 году. Они стали одними из первых машин иностранной конструкции собранных в России. Поначалу калининградские Киа пользовались достаточно небольшим спросом, однако по мере локализации производства они приобретали все большую популярность: если в 2005 году на Автоторе было собрано 11 тыс. автомобилей Киа, то спустя десятилетие этот показатель достиг 55 тыс. экземпляров.
Kia Clarus
Первыми автомобилями, собранными на этом предприятии, стали Kia Clarus и Avella. Kia Clarus представлял собой большой престижный переднеприводный седан, оснащенный двигателями объемом 1,8-2 л мощностью 116-130 л.с. Формально он стал первым произведенным в России автомобилем с двумя подушками безопасности. Clarus базировался на лицензионном шасси японской Mazda 626 и отличался солидным внешним видом и неплохой надежностью. Помимо базового седана, в нашей стране собирали и универсал. При этом стоимость этих машин была вполне внушительной. В 2000 году (далее все цены приведены за этот год) самый богатый Кларус можно было приобрести за 520 тыс. рублей. Для сравнения новая Волга ГАЗ-3110 в то же время стоила всего 140 тыс. рублей.
Kia Avella
Одновременно с Clarus в России дебютировал компактный седан Kia Avella. Он был основан на платформе Mazda 121 и оснащался 1,5-литровым двигателем мощностью 92 л.с. За счет довольно высокой цены в нашей стране Авелла популярности не снискала, и довольно быстро сошла со сцены. Автомобиль в максимальной комплектации стоил 310 тыс. рублей, тогда как основной конкурент в лице Daewoo Nexia оценивался вдвове дешевле.
Kia Sportage
В начале 1998 года Автотор приступил к производству внедорожника Kia Sportage. Рамный автомобиль с подключаемым передним приводом и просторным 5-дверным кузовом сразу же полюбился нашим автолюбителям. В топовом исполнении он оснащался 16-клапанным 2-литровым мотором мощностью 128 л.с., и со всем необходимым набором комфортных опций стоил относительно недорого — 420 тыс. рублей. К примеру, самый близкий конкурент Suzuki Vitara стоил уже 690 тысяч! В общем Sportage у нас прижился и оказался вторым по популярности автомобилем производства Киа-Автотор, уступив лишь бестселлеру рынка Kia Rio.
В начале 2000-х заводская программа Автотора значительно трансформировалась и к тому времени три четверти от объемов производства составляли доступные модели Rio и Sportage. Последний к 2002 году был переведен на полный цикл SKD сборки со сваркой и окраской кузова.
Kia Carnival
В том же 1998 году в производственной программе Киа-Автотор появился полноразмерный 7-местный переднеприводный минивэн с V-образным 6-цилиндровым мотором на 175 л.с. Carnival стал самым дешевым автомобилем в своем классе, но в наших реалиях стоил довольно дорого — 730 тыс. рублей. Как следствие, особого распространения не получил и производился по 200-250 единиц в год.
Kia Rio
В 2000 году на смену не слишком популярной модели Avella пришла модель Kia Rio. В России первый Рио предлагали с единственным типом двигателя на 1,5 л (98 л.с.) и двумя типами кузова: седан и универсал. Последний производитель позиционировал как хэтчбек, поэтому в некоторых источниках имелась определенная путаница. За вполне справедливые 280 тыс. рублей покупатели могли рассчитывать на неплохо оснащенный седан с усилителем рулевого управления, электроприводом передних стекол, аудиоподготовкой и водительской подушкой безопасности. По такой цене Рио покупали вполне уверенно, и к 2002 году производственный тираж составил 1735 единиц, а уже в 2003-м ворота завода покинуло 4340 автомобилей.
Kia Magentis
В 2001 году фирма Киа представила новый престижный автомобиль Kia Magentis построенный на платформе Hyundai Sonata. Большой корейский седан комплектовался 4- и 6-цилиндровыми моторами на 136-168 л.с. Как и Карнивал, Маджентис стоил довольно дорого от 640 до 720 тыс. рублей, поэтому получил весьма ограниченный спрос, до полутысячи автомобилей в год.
Не только Киа
К 2022 году на производственной площадке Автотор собрали более 2,5 млн грузовых и легковых автомобилей. Помимо марки Kia, в разное время в Калининграде выпускали машины BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac, Opel, Hyundai и др. Своего пика Автотор достиг в 2012 году, когда с его конвейера сошло 265 тыс. автомашин. После исхода крупных зарубежных марок компания переключилась на производство китайских марок Baic и Kaiyi (Chery).