КИА-Автотор: история первых отечественных «иномарок»

КИА-Автотор: история первых отечественных «иномарок»

09 февраля 2024 Выкл. Автор autohs.ru

После распада СССР отечественное автомобилестроение погрузилось в глубокий кризис, сопровождавшийся резким падением качества и снижением объемов производства. На этом фоне активизировались зарубежные автопроизводители, желавшие как можно скорее освоить перспективный российский рынок. Одной из первых иностранных компаний, развернувших автомобильное производство в нашей стране, была южнокорейская компания Киа. В 1996 году она совместно с калининградской фирмой Автотор организовала сборку легковых автомобилей. О том, какие это были модели и сколько они стоили, читайте в нашей статье.

КИА-Автотор

VIN Киа-Автотор
Все автомобили выпущенные на площадке Киа-Автотор получали российский VIN номер

Фирма Автотор была основана в Калининграде в 1994 году где в то время существовали значительные налоговые льготы. Два года спустя между фирмой Киа и Автотором был подписан контракт на производство автомобилей Киа по системе SKD-1. В простонародье называемая «отверточной», она представляла собой следующую схему производства: в Корее полностью собранные машины разбирали на несколько частей, импортировали в виде машинокомплектов по низкой таможенной ставке и собирали в Калининграде на судоремонтном заводе Янтарь.

Первые машины предприятия, называемого тогда Киа-Балтика, покинули ворота завода в 1997 году. Они стали одними из первых машин иностранной конструкции собранных в России. Поначалу калининградские Киа пользовались достаточно небольшим спросом, однако по мере локализации производства они приобретали все большую популярность: если в 2005 году на Автоторе было собрано 11 тыс. автомобилей Киа, то спустя десятилетие этот показатель достиг 55 тыс. экземпляров.

Kia Clarus

Kia Clarus

Первыми автомобилями, собранными на этом предприятии, стали Kia Clarus и Avella. Kia Clarus представлял собой большой престижный переднеприводный седан, оснащенный двигателями объемом 1,8-2 л мощностью 116-130 л.с. Формально он стал первым произведенным в России автомобилем с двумя подушками безопасности. Clarus базировался на лицензионном шасси японской Mazda 626 и отличался солидным внешним видом и неплохой надежностью. Помимо базового седана, в нашей стране собирали и универсал. При этом стоимость этих машин была вполне внушительной. В 2000 году (далее все цены приведены за этот год) самый богатый Кларус можно было приобрести за 520 тыс. рублей. Для сравнения новая Волга ГАЗ-3110 в то же время стоила всего 140 тыс. рублей.

Kia Avella

Киа-Автотор - Kia Avella Delta

Одновременно с Clarus в России дебютировал компактный седан Kia Avella. Он был основан на платформе Mazda 121 и оснащался 1,5-литровым двигателем мощностью 92 л.с. За счет довольно высокой цены в нашей стране Авелла популярности не снискала, и довольно быстро сошла со сцены. Автомобиль в максимальной комплектации стоил 310 тыс. рублей, тогда как основной конкурент в лице Daewoo Nexia оценивался вдвове дешевле.

Kia Sportage

Kia Sportage

В начале 1998 года Автотор приступил к производству внедорожника Kia Sportage. Рамный автомобиль с подключаемым передним приводом и просторным 5-дверным кузовом сразу же полюбился нашим автолюбителям. В топовом исполнении он оснащался 16-клапанным 2-литровым мотором мощностью 128 л.с., и со всем необходимым набором комфортных опций стоил относительно недорого — 420 тыс. рублей. К примеру, самый близкий конкурент Suzuki Vitara стоил уже 690 тысяч! В общем Sportage у нас прижился и оказался вторым по популярности автомобилем производства Киа-Автотор, уступив лишь бестселлеру рынка Kia Rio.

В начале 2000-х заводская программа Автотора значительно трансформировалась и к тому времени три четверти от объемов производства составляли доступные модели Rio и Sportage. Последний к 2002 году был переведен на полный цикл SKD сборки со сваркой и окраской кузова.

Kia Carnival

Киа-Автотор - Kia Carnival

В том же 1998 году в производственной программе Киа-Автотор появился полноразмерный 7-местный переднеприводный минивэн с V-образным 6-цилиндровым мотором на 175 л.с. Carnival стал самым дешевым автомобилем в своем классе, но в наших реалиях стоил довольно дорого — 730 тыс. рублей. Как следствие, особого распространения не получил и производился по 200-250 единиц в год.

Kia Rio

Kia Rio Sedan 2000

В 2000 году на смену не слишком популярной модели Avella пришла модель Kia Rio. В России первый Рио предлагали с единственным типом двигателя на 1,5 л (98 л.с.) и двумя типами кузова: седан и универсал. Последний производитель позиционировал как хэтчбек, поэтому в некоторых источниках имелась определенная путаница. За вполне справедливые 280 тыс. рублей покупатели могли рассчитывать на неплохо оснащенный седан с усилителем рулевого управления, электроприводом передних стекол, аудиоподготовкой и водительской подушкой безопасности. По такой цене Рио покупали вполне уверенно, и к 2002 году производственный тираж составил 1735 единиц, а уже в 2003-м ворота завода покинуло 4340 автомобилей.

Kia Magentis

Киа-Автотор - Kia Magentis

В 2001 году фирма Киа представила новый престижный автомобиль Kia Magentis построенный на платформе Hyundai Sonata. Большой корейский седан комплектовался 4- и 6-цилиндровыми моторами на 136-168 л.с. Как и Карнивал, Маджентис стоил довольно дорого от 640 до 720 тыс. рублей, поэтому получил весьма ограниченный спрос, до полутысячи автомобилей в год.

Не только Киа

К 2022 году на производственной площадке Автотор собрали более 2,5 млн грузовых и легковых автомобилей. Помимо марки Kia, в разное время в Калининграде выпускали машины BMW, Chevrolet, Hummer, Cadillac, Opel, Hyundai и др. Своего пика Автотор достиг в 2012 году, когда с его конвейера сошло 265 тыс. автомашин. После исхода крупных зарубежных марок компания переключилась на производство китайских марок Baic и Kaiyi (Chery).