НАМИ-1: первый микролитражный автомобиль СССР

НАМИ-1: первый микролитражный автомобиль СССР

22 февраля 2024 0 Автор autohs.ru

В 1925 году в Советском Союзе состоялся 2-й Всесоюзный автомобильный пробег по маршруту Ленинград-Москва-Тифлис (Тбилиси) и обратно. Этот пробег обладал большим разнообразием дорожных условий и был призван отобрать наиболее приспособленные к нашим дорожным условиям автомобили. В марафоне участвовало 75 легковых машин из 9 стран, включая неприметную микролитражку Tatra 11 из Чехословакии. Каково же было всеобщее удивление, когда именно эта простая машина получила первый приз за выносливость, успешно преодолев 5 тыс. км самых суровых советских дорог. Автомобиль настолько впечатлил наших автомобилестроителей, что послужил основой для НАМИ-1 — первого микролитражного автомобиля СССР.

НАМИ-1

НАМИ-1 К.А. Шарапов
Опытный НАМИ-1 и К.А. Шарапов (посередине)

Первым интерес к необычной чехословацкой машине проявил молодой студент Московского механико-электротехнического института Константин Андреевич Шарапов. Именно он в качестве дипломной работы выбрал проект по созданию простого и надежного микролитражного автомобиля, способного работать на низких сортах топлива и масла в любых дорожных условиях Советского Союза.

В качестве прототипа Шарапов выбрал Татру 11 упростив до предела ее конструкцию. Как и в зарубежном образце в основу своего автомобиля он заложил прочную стальную трубу диаметром 135 мм, к которой крепились все силовые агрегаты и кузов. Трансмиссионный вал проходил внутри этой трубы и без каких либо шарниров соединял двигатель с главной передачей. Вместо карданных сочленений использовались простые резиновые муфты, которые выполняли функцию тормозных барабанов. Правда как показала практика, при повреждении этих муфт автомобиль оставался без привода и тормозов, что случалось довольно часто. Подобно Татре была реализована и задняя независимая подвеска с качающимися полуосями и поперечной рессорой. В передней подвеске вместо одной рессоры Шарапов установил две продольные четверть-эллиптические рессоры.

Шасси автомобиля Татра
Шасси Tatra 11 послужившее основной для НАМИ-1

На этом сходства чехословацкой и советской машин заканчивались. В качестве силового агрегата Константин Андреевич выбрал простой и легкий 2-цилиндровый V-образный мотор с воздушным охлаждением состыкованный с 3-ступенчатой коробкой передач. Двигатель объемом 1,1 л мощностью 18,5 л.с. весил всего 70 кг, при этом был компактным, дешевым и достаточно неприхотливым. Серьезным образом отличался и облик автомашин. Первый советский микролитражный автомобиль получил максимально простой открытый кузов с прямоугольной решеткой радиатора и двумя дверями на каждый ряд сидений. В целях упрощения НАМИ-1 лишился контрольных приборов, второго заднего фонаря, стартера, генератора, дифференциала, передних тормозов и амортизаторов. Кроме того подача топлива осуществлялась самотеком из бака расположенного перед моторным щитом.

Первый блин комом

Первый советский автомобиль НАМИ-1
Серийный НАМИ-1

После небольшой корректировки проекта конструкторами Автомоторного института, автомобиль под обозначением НАМИ-1 в 1927 году отправился на производство. На выходе получился простой, максимально дешевый микролитражный автомобиль, без какого-либо намека на комфортабельность, но обладавший хорошей проходимостью и неприхотливостью. Небольшая масса (700 кг), высокий дорожный просвет (260 мм) и независимая задняя подвеска обеспечивали машине довольно мягкий ход и полное пренебрежение к колдобинам и прочим недостаткам дорожного полотна. Кроме того НАМИ-1 вполне уверенно развивал 70 км/ч и в среднем расходовал около 9 л на 100 км, потребляя любые сорта горючего, вплоть до керосина.

Производство автомобиля наладили на Московском заводе им. Спартака (бывшей фабрике экипажей П.П. Ильина). К концу 1920-х производственные мощности этого предприятия серьезно устарели. Часть деталей пришлось заказывать на других заводах, а простые деревометаллические кузова изготавливать на заводе АМО. При этом все автомобили НАМИ собирались вручную, методом стапельной сборки. В 1928 году Спартак едва осилил выпуск 50 товарных автомобилей, а в 1929-м ворота фабрики покинуло всего 156 микролитражек. Тогда же НАМИ-1 был модернизирован и получил форсированный 22-сильный мотор, электростартер и спидометр.

Первый советский автомобиль НАМИ-1
Санитарный НАМИ-1

В 1930 году на свет появилось еще 160 машин, после чего волевым решением ВСНХ Автотреста производство НАМИ-1 было прекращено, а завод Спартак перепрофилирован на изготовление запасных частей для грузовиков АМО Ф-15. Это произошло по двум причинам. Прежде всего с таким (фактически штучным) производством, НАМИ-1 лишился своего главного преимущества — дешевизны. Его себестоимость оказалась в 6 раз выше, чем у «полноценного» ГАЗ-А запущенного в производство в 1932 году. Кроме того НАМИ-1 страдал от низкого качества сборки, а из-за отсутствия дифференциала: возникали проблемы с управлением автомобиля, большие потери в трансмиссии и ее преждевременный выход из строя. Как следствие дальнейшего развития первый советский микролитражный автомобиль не получил. Что же касается самого К.А. Шарапова, вскоре он был репрессирован, а в 1953 году реабилитирован, однако автомобили больше не строил.