Tatra 11: первый автомобиль фирмы Татра

Tatra 11: первый автомобиль фирмы Татра

26 января 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Чехословацкая марка Tatra хорошо известна в нашей стране. У одних она ассоциируется с тяжелыми «косолапыми» самосвалами, у других с необычными заднемоторными представительскими лимузинами. Но мало кому известно, как первый автомобиль Tatra произвел настоящий переворот в мировом автомобилестроении и стал основой первого советского легкового автомобиля.

История фирмы Татра

Первый логотип фирмы Татра
Первый логотип фирмы Татра

Компания Schustala, которая стала прародительницей фирмы Tatra, была основана в 1850 году в небольшом городке Нессельсдорф. Поначалу на предприятии выпускались конные экипажи, а в 1882 году компания переориентировалась на производство железнодорожных вагонов. Вскоре ворота фабрики покинул первый в Центральной Европе легковой автомобиль, а в 1898 году она выпустила свой первый грузовик. После окончания мировой войны и распада Австро-Венгрии город был переименован в Копршивнице и фабрика превратилась в автомобильный завод Tatra — головное автомобилестроительное предприятие независимой Чехословакии.

Весной 1923 года в Праге состоялся 15-й Международный автомобильный салон, на котором дебютировал простенький легковой автомобиль Tatra 11. Он должен был сыграть роль чехословацкого народного автомобиля — простого по конструкции, достаточно надежного и очень дешевого. Поначалу внешне невзрачный, с «криво» установленными задними колесами, Tatra 11 не произвел значимого эффекта, но постепенно этот автомобиль отвоевал свое право на признание.

Tatra 11

Tatra 11 1923
T11 с простейшим открытым кузовом торпедо

Все благодаря конструктору Гансу Ледвинке, который в Т11 применил множество изящных и уникальных технических решений. В основании первой Татры, впервые в мировой практике в качестве рамы он заложил легкую продольную стальную трубу диаметром 110 мм. В передней части этой хребтовой рамы Ледвинка разместил простой 2-цилиндровый 1-литровый оппозитный мотор мощностью 12 л.с. Двигатель получил воздушную систему охлаждения, карбюраторное питание, зажигание от магнето и систему смазки с сухим картером. В пару к мотору прилагалась 4-ступенчатая коробка передач, в то время как у большинства одноклассников коробка была 3-ступенчатая. Двигатель, картер сцепления и коробка передач болтами крепились к переднему фланцу хребтовой трубы, создавая при этом единую жесткую несущую конструкцию.

Шасси автомобиля Татра
Шасси Т11 послужило основной для всех последующих автомобилей марки

Трансмиссионный вал проходил внутри трубы, к заднему фланцу которой намертво крепился картер главной передачи. Его ведущая шестерня соединялась с цилиндрическим дифференциалом, от которого отходили две полуоси, служившие приводом левого и правого колеса. Сами полуоси были подвешены на поперечной полуэллиптической рессоре, что придавало автомобилю выраженную «косолапость». Такая независимая задняя подвеска способствовала сохранению постоянного контакта шин с дорогой, что придавало автомобилю способность «держать» дорогу даже в самых сложных условиях. Вообще, концепция рамы-трубы зарекомендовала себя только с лучшей стороны. Она позволила избавиться от применения сложных и дорогих деталей (ШРУСов, карданных шарниров и т.д.), а также увеличить жесткость и надежность всей конструкции автомобиля. Кроме того, такая рама была универсальной и после добавления дополнительных «секций» с полуосями и увеличения диаметра трубы могла послужить основой для более тяжелого грузовика или вездехода!

Двигатель Татра 11
Автомобиль имел 2-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения прикрытый глухим капотом типа «утюг»

При прогрессивной задней подвеске спереди стояла архаичная балка, подвешенная на поперечной рессоре. Тормоза были механическими и устанавливались только на задней оси, а кузов в своем основании имел деревянный каркас. Использование таких простых решений обуславливалось вопросом экономии, в конце концов, Ледвинка строил не представительский, а народный автомобиль.

Успех через года

Tatra 11 в СССР
Tatra 11 в Первом Всесоюзном автомобильном пробеге прошедшем осенью 1925 года, где Йожеф Вермировский занял первое место в зачете легковых автомашин

Как упоминалось ранее, успех Татры 11 не был мгновенным. Поначалу продажи автомобиля шли довольно вяло, даже несмотря на то, что машина стоила совсем недорого — около 40 тыс. крон (для сравнения Skoda H6 стоила в 6 раз дороже). Покупателей прежде всего отпугивала необычная и сложная конструкция. Дабы развеять все сомнения в ее надежности, фирма Татра пошла самым известным в мировой автоиндустрии путем — заявила свою машину на автогонки, и в этом каскаде соревнований Tatra 11 ни разу не подвела! Среди самых известных достижений — победа на гонках в Тарго Флорио и успешный пробег по СССР. Тогда, в 1925 году, чехословаки без единой поломки преодолели на своей народной машине 5300 км сложнейших советских дорог по маршруту: Ленинград-Москва-Ростов-Тбилиси и обратно. Никто не ожидал такого успеха, и Татрой 11 заинтересовались советские конструкторы, и вскоре на ее основе в Автомоторном институте создали первый советский легковой автомобиль НАМИ-1.

Первый советский автомобиль НАМИ-1
НАМИ-1

Сама же Татра 11 стала родоначальницей огромного семейства легковых и грузовых автомобилей с центральной трубчатой рамой и независимой подвеской. В 1926 году в дополнение к первой машине пришла модель Tatra 12 с форсированным до 14 л.с. двигателем, новыми шинами, тормозами на всех колесах и удлиненной на 11 мм базой. Постепенно автомобили обросли различными модификациями и получили более-менее приличные кузова: ландо, 4-дверный седан, спортивный торпедо и др. Татры 11/12 продержались на производстве до 1934 года. Всего было выпущено 11 065 машин.