Мерседес-Бенц во Второй мировой войне

Мерседес-Бенц во Второй мировой войне

23 января 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Сегодня немецкая компания Мерседес-Бенц считается авторитетным производителем грузовиков, автобусов и наиболее престижных легковых автомобилей. Впервые машины с трехлучевой эмблемой появились в начале ХХ века и почти сразу поступили на вооружение немецкой армии. В годы Второй мировой войны компания Mercedes-Benz внесла существенный вклад в милитаризацию нацистской Германии. На заводах фирмы выпускались военные грузовики, штабные легковые автомобили, авиационные и морские двигатели и даже знаменитые танки Pz.V Пантера.

Легковые автомобили

Mercedes-Benz 170VK
Mercedes-Benz 170VK

Всемирно известный концерн Daimler-Benz был образован в 1926 году после слияния компаний Daimler и Benz. С первых лет существования фирмы ее легковые и грузовые автомобили стали основой рейхсвера, а затем и вермахта. Перед началом войны фирма Даймлер-Бенц предлагала разнообразную гамму легковых автомобилей. Наиболее известным из них стал «кюбельваген» Mercedes-Benz 170VK построенный на основе шасси серийной модели 170V. Он единственный из всех немецких «кюбельвагенов» имел заднеприводную компоновку и независимые подвески всех колес. Mercedes-Benz 170VK получил простой 3 или 4-местный открытый кузов, бензиновый 38-сильный 1,7-литровый двигатель и 4-ступенчатую коробку передач. В войсках 170VK выполнял самую разнообразную работу, кроме того на его шасси собирались разведывательные, штабные, медицинские и другие автомобили. Всего с 1938 по 1942 год было изготовлено 19 тыс. «кюбельвагенов» Мерседес-Бенц.

Мерседес-Бенц 770
Mercedes-Benz 770 имел два типа кузова — лимузин-седан и кабриолет

В гражданской отрасли основной приоритет компании относился к производству престижных автомобилей высшего класса, поэтому совершенно естественно, что фирма Мерсдес-Бенц стала основным поставщиком автомашин для высшего партийного и военного руководства Третьего рейха. Наиболее известным таким автомобилем стал Mercedes-Benz 770 — личный кабриолет Адольфа Гитлера и некоторых других высокопоставленных нацистских чиновников. Первый «Großer Mercedes» появился еще в 1930 году как ответ на 12-цилиндровый V-образный престижный Maybach Zeppelin. Спустя 8 лет на производство поступил улучшенный вариант оснащенный 220-сильным рядным 8-цилиндровым двигателем. Этот огромный и комфортабельный Мерседес стал воплощением мощи и величия нацистского рейха. До 1943 года успели изготовить 88 единиц Mercedes-Benz 770.

Mercedes-Benz G4 второй серии
Mercedes-Benz G4 второй серии появился в 1937 году

Другой знаменитый Мерседес модели G4 впервые появился в 1933 году и стал своеобразным реверансом Даймлер-Бенц в сторону пришедшего к власти Гитлера и его окружения. Этот трехосный автомобиль проектировался с расчетом на парадные выезды и полевые смотры, поэтому получил открытый 7-местный кузов, прочную лонжеронную раму, редукторные мосты с самоблокирующимися дифференциалами и 5-литровый 8-цилиндровый мотор на 100 л.с. Впоследствии было выпущено еще несколько серий модели G4 с различной мощностью на 110-135 л.с. Во время войны несколько G4 использовались как командно-штабные машины, а всего их было выпущено 57 экземпляров.

Наряду с военными автомобилями Мерседес-Бенц в вермахте широко использовались обычные, серийные Мерседесы практически всех типов: от легких заднемоторных машин Mercedes-Benz 130, до спортивных компрессорных родстеров и седанов Mercedes-Benz 500K.

Грузовые автомобили

Грузовики вермахта Mercedes-Benz
Mercedes-Benz L3000

В 1938 году впервые в своей истории концерн Даймлер-Бенц выпустил больше военных автомобилей чем гражданских, а в 1940-м он практически полностью перешел на производство военной продукции. Ее основную массу составили трехтонные двухосные бортовые грузовики Mercedes-Benz L3000. В отличие от большинства немецких грузовиков тех лет, он оборудовался экономичным 6-цилиндровым дизелем мощностью 65-75 л.с. L3000 представлял собой доработанный вариант коммерческого грузовика и выпускался в двух основных модификациях — L3000S с приводом на заднюю ось и L3000A со всеми ведущими колесами и понижающей передачей. Всего в вермахт было поставлено 27 тыс. трехтонок L3000.

Грузовики вермахта
Mercedes-Benz L4500S

Кроме того с 1937 по 1944 год фирма выпускала более легкий 1,5-тонный Mercedes-Benz L1500 с двумя типами трансмиссий (4х2 и 4х4) и 6-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 45 л.с. Основу тяжелой гаммы составили автомобили L4500, L6500 грузоподъемностью 4,5 и 6,5 т соответственно. Эти машины имели более основательную конструкцию и оборудовались 6-цилиндровыми дизельными моторами мощностью 110-135 л.с. Таких грузовиков выпустили совсем немного около 10 тыс. В основном они использовались как шасси для различных военных надстроек, а также эвакуаторов и пожарных машин.

Mercedes-Benz L701
Mercedes-Benz L701

После бомбардировок заводов Опель в 1944 году производство основного грузовика вермахта Opel Blitz 3,6-36S фактически прекратилось. Тогда Даймлер-Бенц было поручено на своих предприятиях в срочном порядке организовать производство модели 3,6-36S. Грузовик проиндексированный как Mercedes-Benz L701 от оригинальной машины отличался до предела упрощенной кабиной с деревянным каркасом и обшивкой из прессованного картона.

Всего до 1945 года предприятия Мерседес-Бенц произвели 3,5 тыс. грузовиков L701. Для сравнения за все годы в 1938-1944 гг. фирма Опель выпустила 129 795 экземпляров модели Блитц.

Танки

Мерседес-Бенц во Второй мировой войне
Pz.V Пантера

Помимо всего прочего фирма Daimler-Benz приняла самое деятельное участие в разработке и производстве танков Panzer II и Panzer III. Последний поступил на производство на заводе в Мариенфельде в 1937 году. Pz.III Ausf.A представлял собой средний танк с гусеничной 5-катковой ходовой частью, двигателем Maybach мощностью 300 л.с. и орудием калибра 37-мм. Тогда выпуск ограничился всего десятью экземплярами, а массовое производство нового и основательно модернизированного танка началось только в 1939 году. Panzer III оказался довольно удачной и надежной машиной и в различных вариантах выпускался вплоть до 1943 года. Помимо предприятий Daimler этот танк изготавливали заводы MAN, Krupp, Henschel, FAMO и т.д. Все вместе они собрали 5,6 тыс. танков Panzer III.

Кроме того в 1941 году Даймлер участвовала в конкурсе по созданию перспективного среднего танка Pz.V Пантера, но проиграла фирме MAN, после чего на ее заводах был организован выпуск мановского варианта Пантеры с передним расположением двигателя и торсионной подвеской. Снова, как и в случае с опелевским грузовиком фирме Мерседес пришлось освоить лицензионное производство чужой машины. Всего на предприятиях компании было выпущено 1929 танков Panzer V.

Авиадвигатели и другая продукция

Mercedes-Benz MB-518
Сборка 20-цилиндрового судового дизеля Mercedes-Benz MB-518

Философия Готлиба Даймлера предусматривала, что его компания будет доминировать в небе, на земле и на море. Собственно это и было отражено в эмблеме марки — трехлучевой звезде. Таким образом продукция Мерседес-Бенц была представлена не только в сухопутных войсках, но и на флоте и в авиации. В частности 2000-сильные дизели Daimler-Benz широко применялись в знаменитых «шнельботах» — торпедных катерах серии S. Темпы выпуска морских двигателей были довольно внушительными, к 1942 году фирма вышла на производство 18 агрегатов в месяц, но к концу войны из-за дефицита производственных мощностей темпы строительства двигателей упали вдвое.

Довоенные рекламные брошюры Mercedes-Benz
Так выглядели рекламные плакаты Мерседес-Бенц в конце 1930-х

Однако основной приоритет в производстве фирма отдавала авиационным двигателям. Будет явным преувеличением сказать, что вся немецкая авиация летала на моторах Мерседес, однако все основные и самые совершенные истребители и бомбардировщики тех лет (Messerschmitt Bf 109, Heinkel He 111, Junkers Ju 89, Focke-Wulf Ta 152 и др.) оборудовались двигателями Daimler-Benz серии 600. Центральной особенность всех этих авиамоторов стал непосредственный впрыск топлива. Благодаря ему двигатели Мерседес имели превосходную экономичность, но самое главное высокую удельную мощность! Кстати вскоре после войны дебют системы впрыска топлива впервые состоится на спорткаре Mercedes-Benz 300SL. Всего с 1937 по 1945 год фирма Даймлер выпустила 61,5 тыс. авиадвигателей всех модификаций.

Концерн Daimler-Benz неплохо заработал во время войны, но и расплата была высока. В 1944-1945 гг. заводы компании подверглись массированным бомбардировкам союзников в ходе которых было уничтожено до 85% его производственных мощностей. Тем не менее марка осталась на плаву и вскоре стала одним из лидеров по производству легковых и грузовых автомобилей!