Mercedes-Benz 130: первый заднемоторный Мерседес

Mercedes-Benz 130: первый заднемоторный Мерседес

21 июня 2023 0 Автор autohs.ru

В начале ХХ века компания Mercedes-Benz, как и многие другие автофирмы того времени, ориентировалась на выпуск дорогих средних и больших автомобилей. Однако мировой экономический кризис 1930-х годов заставил резко сократить производство, и перед некогда преуспевающим концерном Даймлер-Бенц встала дилемма — выпустить простой и дешевый народный автомобиль или навсегда уйти в небытие. Немцы выбрали первый вариант и в 1934 году представили Mercedes-Benz 130 (W23) — свой первый автомобиль малого класса.

Mercedes-Benz 130 (W23)

Mercedes-Benz 130 W23
Мерседес 130 выпускался в двух вариантах кузова — седан и кабриолет-седан с мягкой крышей

Mercedes-Benz 130 стал плодом творческих мук главного конструктора Ганса Нибеля. Он будучи поклонником мощных спортивных машин, большого интереса к малолитражкам не питал, но все же подошел к проекту обстоятельно и ответственно. Для 130-го он выбрал самую прогрессивную, как тогда считалась, заднемоторную компоновочную схему. Сама по себе идея заднего двигателя в небольшом автомобиле несла в себе множество преимуществ. Прежде всего объединение мотора и трансмиссии в единый блок позволяло создать очень компактный силовой агрегат. Отсутствие карданного вала давало возможность понизить уровень пола и увеличить внутреннее пространство салона. Кроме того задний силовой агрегат увеличивал сцепную массу на ведущих колесах, снижал шумность и задымленность салона. Негативные качества такой компоновки тогда еще не просматривались, так что к началу 1930-х заднемоторные автомобили считались едва ли не самыми совершенными.

Серийный Mercedes-Benz 130 поразил немецкую публику. Традиционная и очень консервативная мерседесовская клиентура так и вовсе испытала настоящий шок, увидев на небольшой «тупоносой» малолитражке знаменитые трехлучевые эмблемы. Между тем двухдверный Mercedes-Benz 130 сильно похожий на яйцо, не был лишен элегантности. Он имел округлый гладкий нос с тремя фарами и почти такой же формы задок. Автомобиль наделал довольно много шума в немецкой прессе, что дало ему неплохую рекламу.

Шасси Мерседес 130
В основании машины находилась оригинальная вильчато-хребтовая рама

Не меньшую сенсацию вызвала техника. В основе машины лежала оригинальная хребтовая рама с лонжеронной вилкой на которой был смонтирован весь силовой блок. Специально для машины немцы спроектировали новый 4-цилиндровый мотор с водяным охлаждением объемом 1,3 л и мощностью 26 л.с. Он работал в едином агрегате со сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач и главной передачей. Подвески сделали независимыми — передние колеса смонтировали на двух поперечных рессорах, задние — на рычагах и пружинах. Еще одной интересной особенностью стали барабанные тормоза с гидравлическим приводом, которые на автомобилях малого класса тогда практически не встречались.

Робкий успех

Mercedes-Benz 150
Mercedes-Benz 150 получил элегантный и весьма своеобразный дизайн

Mercedes-Benz 130 имел довольно небольшой габарит. Его длина составляла чуть более 4 м (4050 мм), а ширина 1,5 м (1520 мм). Он весил всего 980 кг и уверенно достигал максимальной скорости 125 км/ч. В целом у Ганса Нибеля вышел весьма сбалансированный автомобиль с просторным салоном и приличными техническими характеристиками. Но главное он стоил в 3-5 раз дешевле других моделей Мерседес! Потребители поначалу встретившие W23 с подозрением, вскоре оценили машину, и уже в первый год производства было продано 2200 единиц.

Mercedes-Benz 170H
Последняя модификация Мерседес 170H появилась в 1936 году

В 1935 году в дополнение к базовой 130-й модели мерседесовцы выпустили 2-местный кабриолет Mercedes-Benz 150 (W30) с двигателем мощностью 55 л.с. Автомобиль отличался довольно оригинальной наружностью: имел заниженную хвостовую часть, низкое ветровое стекло, два запасных колеса на боках и три фары на покатом передке. Годом позднее в модельный ряд вошел 2-дверный седан Mercedes-Benz 170H (W28) с более мощным, нежели у 130-й модели, 38-сильным мотором объемом 1,7 л.

Первый заднемоторный Мерседес выпускался всего пять лет до 1939 года. На пороге стояла большая война, и в производственной программе Daimler-Benz место небольшому легковому автомобилю уже не нашлось. Всего было выпущено 6830 машин 130-й серии. Больше к заднемоторной компоновке фирма Mercedes-Benz никогда не возвращалась.

Технические характеристики Mercedes-Benz 170H

Тип кузоваседан, кабриолет-седан
Годы выпуска1936-1939
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см31697
Наименование двигателя (мощность л.с.)M136 (38)
Приводзадний
Колесная база, мм2600
Длина, мм4200
Ширина, мм1580
Высота, мм1600
Снаряженная масса, кг1125