Mercedes-Benz 130: первый заднемоторный Мерседес
21 июня 2023В начале ХХ века компания Mercedes-Benz, как и многие другие автофирмы того времени, ориентировалась на выпуск дорогих средних и больших автомобилей. Однако мировой экономический кризис 1930-х годов заставил резко сократить производство, и перед некогда преуспевающим концерном Даймлер-Бенц встала дилемма — выпустить простой и дешевый народный автомобиль или навсегда уйти в небытие. Немцы выбрали первый вариант и в 1934 году представили Mercedes-Benz 130 (W23) — свой первый автомобиль малого класса.
Mercedes-Benz 130 (W23)
Mercedes-Benz 130 стал плодом творческих мук главного конструктора Ганса Нибеля. Он будучи поклонником мощных спортивных машин, большого интереса к малолитражкам не питал, но все же подошел к проекту обстоятельно и ответственно. Для 130-го он выбрал самую прогрессивную, как тогда считалась, заднемоторную компоновочную схему. Сама по себе идея заднего двигателя в небольшом автомобиле несла в себе множество преимуществ. Прежде всего объединение мотора и трансмиссии в единый блок позволяло создать очень компактный силовой агрегат. Отсутствие карданного вала давало возможность понизить уровень пола и увеличить внутреннее пространство салона. Кроме того задний силовой агрегат увеличивал сцепную массу на ведущих колесах, снижал шумность и задымленность салона. Негативные качества такой компоновки тогда еще не просматривались, так что к началу 1930-х заднемоторные автомобили считались едва ли не самыми совершенными.
Серийный Mercedes-Benz 130 поразил немецкую публику. Традиционная и очень консервативная мерседесовская клиентура так и вовсе испытала настоящий шок, увидев на небольшой «тупоносой» малолитражке знаменитые трехлучевые эмблемы. Между тем двухдверный Mercedes-Benz 130 сильно похожий на яйцо, не был лишен элегантности. Он имел округлый гладкий нос с тремя фарами и почти такой же формы задок. Автомобиль наделал довольно много шума в немецкой прессе, что дало ему неплохую рекламу.
Не меньшую сенсацию вызвала техника. В основе машины лежала оригинальная хребтовая рама с лонжеронной вилкой на которой был смонтирован весь силовой блок. Специально для машины немцы спроектировали новый 4-цилиндровый мотор с водяным охлаждением объемом 1,3 л и мощностью 26 л.с. Он работал в едином агрегате со сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач и главной передачей. Подвески сделали независимыми — передние колеса смонтировали на двух поперечных рессорах, задние — на рычагах и пружинах. Еще одной интересной особенностью стали барабанные тормоза с гидравлическим приводом, которые на автомобилях малого класса тогда практически не встречались.
Робкий успех
Mercedes-Benz 130 имел довольно небольшой габарит. Его длина составляла чуть более 4 м (4050 мм), а ширина 1,5 м (1520 мм). Он весил всего 980 кг и уверенно достигал максимальной скорости 125 км/ч. В целом у Ганса Нибеля вышел весьма сбалансированный автомобиль с просторным салоном и приличными техническими характеристиками. Но главное он стоил в 3-5 раз дешевле других моделей Мерседес! Потребители поначалу встретившие W23 с подозрением, вскоре оценили машину, и уже в первый год производства было продано 2200 единиц.
В 1935 году в дополнение к базовой 130-й модели мерседесовцы выпустили 2-местный кабриолет Mercedes-Benz 150 (W30) с двигателем мощностью 55 л.с. Автомобиль отличался довольно оригинальной наружностью: имел заниженную хвостовую часть, низкое ветровое стекло, два запасных колеса на боках и три фары на покатом передке. Годом позднее в модельный ряд вошел 2-дверный седан Mercedes-Benz 170H (W28) с более мощным, нежели у 130-й модели, 38-сильным мотором объемом 1,7 л.
Первый заднемоторный Мерседес выпускался всего пять лет до 1939 года. На пороге стояла большая война, и в производственной программе Daimler-Benz место небольшому легковому автомобилю уже не нашлось. Всего было выпущено 6830 машин 130-й серии. Больше к заднемоторной компоновке фирма Mercedes-Benz никогда не возвращалась.
Технические характеристики Mercedes-Benz 170H
Тип кузова | седан, кабриолет-седан |
---|---|
Годы выпуска | 1936-1939 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1697 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | M136 (38) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2600 |
Длина, мм | 4200 |
Ширина, мм | 1580 |
Высота, мм | 1600 |
Снаряженная масса, кг | 1125 |