BMW Isetta: история легендарного немецкого микрокара

BMW Isetta: история легендарного немецкого микрокара

28 июня 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Фирма БМВ всегда пользовалась заслуженным уважением в автомобильном мире. Еще до войны она строила технически совершенные, скоростные и комфортабельные автомобили высокого класса. Однако основным приоритетом немецкой компании являлся выпуск авиационных моторов для Люфтваффе. Поэтому неудивительно, что в 1944 году заводы BMW были практически полностью разрушены массированными бомбардировками и фирма оказалась на грани банкротства. Спас некогда великую компанию, скромный двухместный микролитражный автомобиль BMW Isetta.

BMW Isetta

BMW Isetta
BMW Isetta

После окончания войны невеликие остатки заводов BMW разделили союзники: главный автомобильный завод в Айзенахе достался СССР, а уцелевшее военное оборудование с других предприятий прикарманили американцы. В 1948 году компания БМВ перешла под контроль Deutsche Bank и получила разрешение на производство сначала мотоциклов, а потом и автомобилей.

В 1952 году на свет появился первый послевоенный автомобиль БМВ — BMW 501. Это был роскошный, построенный по довоенным стандартам седан с 2-литровым 65-сильным двигателем и прейскурантной ценой в 15 тыс. немецких марок. Естественно машина стоимостью в четыре годовых зарплаты в разрушенной стране с нищим населением, покупателей не нашла, и на повестку дня встал вопрос о создании массового, сверхдешевого и простого автомобиля, способного поддержать фирму на плаву.

БМВ Изетта
Автомобиль выглядел довольно аккуратно и в некоторых версиях имел двухцветную окраску, а в экспортных модификациях хромированные декоративные элементы

Собственных средств на разработку такой машины в БМВ не имелось, поэтому подходящую конструкцию подыскали на стороне. Ей оказалась двухместная микролитражка Iso Isetta созданная молодым итальянским инженером Ренцо Ривольтой в 1953 году. Машина была до смешного компактной (2,3 м в длину, 1,4 м в ширину) с единственной передней дверью, простенькими сиденьями полочками, миниатюрными 8-дюймовыми колесами и чахлым одноцилиндровым мотором мощностью 9,5 л.с.

Конструкция микроавтомобиля

BMW Isetta
Колея передних колес составляла 1200 мм, задних — 520 мм, колесная база всего 1500 мм

Несерьезную для солидной фирмы машинку представили в 1955 году на 37-м автосалоне во Франкфурте. В отличие от исходной итальянской машины BMW Isetta 250 получила более мощный 250-кубовый 12-сильный мотор от мотоцикла BMW R27, оригинальную 4-ступенчатую коробку передач и 10-дюймовые колеса. В остальном это по-прежнему был двухместный заднеприводный автомобиль со сближенными задними колесами и открывающейся в сторону передней дверью. Вместе с ней откидывался и руль соединенный с рулевым механизмом посредством карданных шарниров.

В основе Изетты лежала стальная трубчатая рама. К ней на продольных рычагах с пружинами крепились передние колеса, задние подвешивались на четвертьэллиптических рессорах. Барабанные тормоза располагались только на задней оси и приводились гидроприводом.

Следует отметить, что несмотря на миниатюрные габариты Изетта оказалось довольно проворной. Кроха весила всего 360 кг и вполне уверенно разгонялась до 85 км/ч. При этом ее средний расход не превышал 3,7 л на 100 км.

Спасение компании BMW

BMW Isetta
Садится в Изетту было не очень удобно, но при такой низкой стоимости машины это мало кого волновала

В общем, как и задумывалось, в распоряжении БМВ появился простой и дешевый автомобиль. В салонах дилеров BMW Isetta стоила всего 2580 немецких марок, примерно столько же, что и другой немецкий микролитражный хит Messerschmitt KR200. Уже в первый год БМВ удалось реализовать 13 тыс. микрокаров, а в 1956-м объем производства достиг 22 тыс. единиц. В том же году начался выпуск BMW Isetta 300 с 13-сильным двигателем объемом 300 см3, а годом позднее на рынок вышел «старший брат» Изетты — 4-местный BMW 600 с 2-цилиндровым мотором объемом 600 кубиков мощностью 20 л.с.

Все эти микролитражки выполнили свою роль и спасли компанию BMW от банкротства. В начале 1960-х немецкая фирма полностью переориентировалась на производство «полноценных» машин и к микрокарам больше никогда не возвращалась. Всего под немецкой маркой было выпущено 161 728 автомобилей модели Isetta.

Технические характеристики BMW Isetta 300

Тип кузовакупе
Годы выпуска1956-1962
Тип двигателябензиновый, L1
Объем двигателя, см3298
Наименование двигателя (мощность л.с.)R27 (13)
Приводзадний
Колесная база, мм1500
Длина, мм2285
Ширина, мм1380
Высота, мм1340
Снаряженная масса, кг360