Citroen 10CV: первый автомобиль Ситроен

Citroen 10CV: первый автомобиль Ситроен

01 июля 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Французская автомобильная фирма Ситроен — это легендарная марка, символ самых оригинальных и совершенных конструкций, одна из самых прогрессивных автокомпаний, со временем, увы, растерявшая былой авторитет. Первый автомобиль Citroen 10CV появился в 1919 году и моментально завоевал популярность. Это был простой, надежный и дешевый автомобиль, наиболее точно отвечавший запросам послевоенной Европы. Но главное, 10CV предопределил дальнейший вектор развития компании, и превратил Ситроен в одно из самых мощных автопредприятий в мире.

Краткая история компании Ситроен

Сборка автомобилей Ситроен
В начале 1920-х завод Ситроен был одним из самых современных автомобилестроительных заводов в мире

Основатель компании Андре Ситроен родился в 1878 году. После окончания политехнической школы, он стал главным инженером автомобильной фирмы Mors, а затем открыл собственное предприятие по производству косозубых шестерен. С началом Первой мировой войны по заказу Русского военного ведомства, Ситроен организовал выпуск артиллерийских шрапнельных снарядов, быстро став лидером в этой узкой специализации. На своем предприятии Андре Ситроен придерживался «американских» принципов организации труда, и широко применял автоматизацию и конвейерное производство.

После войны спрос на снаряды и шевронные шестерни резко упал, и Ситроен решил заняться новым, перспективным делом — производством автомобилей. Еще в военные годы он посетил заводы Форд, где познакомился с массовой моделью Ford T. Собственно сборку подобных машин он и решил организовать у себя на родине.

Citroen Type A 10CV

Citroen 10HP
Простейший 4-местный открытый Ситроен 10CV и первый логотип компании

Свой первый автомобиль Ситроен разработал совместно со своим товарищем, инженером Жюлем Соломоном. Машина получавшая обозначение Citroen Type A 10CV представляла собой небольшой, открытый автомобиль с достаточно простой и дешевой конструкцией. В основе 10CV находилась прочная лонжеронная рама, к которой на рессорах подвешивались неразрезные мосты. На переднем конце рамы расположился 4-цилиндровый нижнеклапанный мотор объемом 1,3 л мощностью 18 л.с. Он работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач, крутящий момент от которой передавался на задние колеса. Барабанные тормоза имелись лишь на задних колесах, а взамен модных тогда спицованных колес использовались малопривлекательные, но очень прочные сплошные штампованные диски.

В целом Citroen 10CV получил типовую по тем временам конструкцию, приспособленную для массового серийного производства. Тем не менее ряд технических новинок все же имелось. Так модель А стала первой в истории машиной оснащенной электрическим освещением. Кроме того в главной передаче нашли применение фирменные двойные косозубые шестерни, изображение которых легли в основу эмблемы марки Citroen.

От неудач к победам

Citroen 10CV Andre Citroen
Андре Ситроен (слева) и 10CV во время презентации в Париже, 1919 год

Серийное производство Citroen Type A стартовало в июне 1919 года, но пока лишь на предприятии Mors. В то время главный завод Ситроена перестраивался на американский стандарт и вступил в строй только спустя четыре месяца. Зато уже к концу года головное предприятие выпускало по 100 автомобилей в день, а уже в начале 1920-х — втрое больше. Просторная и довольно дешевая машина пришлась французам по душе. В базовом исполнении первый автомобиль Ситроен стоил всего 7950 франков, так что машину могли приобрести даже необеспеченные граждане. В 1921 году ворота завода покинуло 10 тыс. автомобилей, а в 1924-м уже 15 тыс. Компания Андре Ситроена стремительно завоевывала рынок, сметая мелких, неподготовленных к реалиям массового производства автопроизводителей.

Citroen Type B2
В 1921 году на производство поступил Type B2, который стал по-настоящему массовым. Всего таких машин было сделано 90 тысяч единиц

Впрочем, успех Citroen A мог быть еще более впечатляющим, если бы у автомобиля не выявились некоторые дефекты конструкции. Их исправили в 1921 году после выпуска улучшенной модификации Citroen Type B2 с 20-сильным двигателем и закрытым кузовом. Кроме того на свет появилась компактная модель Citroen Type C мощностью 11 л.с. Новые машины значительно прибавили в качестве, и дела у Ситроена пошли на лад. Вскоре он стал одним из самых успешных автопромышленников, с ежегодным тиражом в 50 тыс. экземпляров.

Что до модели Citroen 10CV, она выполнила свое предназначение, и в 1924 году сошла со сцены. Всего было выпущено 24 093 экземпляра.