Volvo PV444 (PV544): первый массовый автомобиль Вольво
04 июля 2023Автомобилестроительная компания Вольво издавна известна как производитель надежных и безопасных машин. Основанная в Швеции еще в конце 1920-х годов, по-настоящему массовый выпуск автомобилей фирма наладила только после окончания войны. Это были невероятно прочные и выносливые модели Volvo PV444 и PV544, которые получили ряд инновационных технических решений, превратив марку Вольво в одну из ведущих автомобилестроительных компаний.
Краткая история Volvo
В мае 1915 года шведский шарикоподшипниковый концерн SKF зарегистрировал торговую марку Volvo. Поначалу бренд, образованный от латинского слова Volv (кручение), предполагалось использовать для обозначения особой разновидности улучшенных подшипников, однако эта идея материального воплощения так и не получила. Только спустя десять лет название пригодилось, когда компания SKF образовала в своем составе подразделение по производству легковых машин.
Первый такой автомобиль покинул ворота гётеборгского автозавода в апреле 1927 года. Это был небольшой легковой автомобиль с индексом ÖV4 (Öppen Vagn 4 cylindrar), открытым кузовом и 4-цилиндровым 2-литровым мотором мощностью 28 л.с. Вскоре к открытой модели, не особо популярной в северном шведском климате, добавилась закрытая версия PV4 (Personen Vagn 4 cylindrar). В последующие годы фирма склонилась к конструкции и стилю американских классических автомобилей с 6-цилиндровыми моторами и вместительными кузовами.
Так в 1929 году в гамме появился первый в истории Вольво 6-цилиндровый автомобиль PV651 с 3-литровым двигателем мощностью 55 л.с. Апогеем развития марки в довоенный период, стала модель такси Volvo PV801 оснащенная вместительным кузовом с округлыми очертаниями и мощным 90-сильным 6-цилиндровым двигателем.
Volvo PV444
Мировая война не сильно затронула нейтральную Швецию, однако на фирме Вольво прекрасно понимали, что после ее окончания мир изменится навсегда, и громоздкие, тяжелые и дорогие автомобили не будут иметь никакого успеха. Поэтому еще в 1943 году шведы приступили к проектированию абсолютно новой компактной машины под индексом PV444. Уже в 1944 году появился первый опытный прототип, а спустя два года усиленных испытаний и реорганизации производства, с конвейера завода сошел первый серийный Volvo PV444.
Это был 2-дверный 4-местный седан с обтекаемым несущим кузовом, широкими передними крыльями, интегрированными фарами, аллигаторным капотом и элегантным округлым задком типа фастбэк. Внешне автомобиль вновь напоминал заокеанские автомобили середины 1940-х, зато в отличие от них, шведская машина, впервые в мире, получила травмобезопасное многослойное лобовое стекло.
Учитывая послевоенные экономические реалии, от мощных многоцилиндровых моторов пришлось отказаться. Под капотом Volvo PV444 прописался скоромный 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель объемом 1,4 л, мощностью 40 л.с. К нему в пару определили простую 3-ступенчатую МКПП, крутящий момент от которой передавался на задние колеса. В активе машины также значились барабанные тормоза с гидравлическим приводом и независимая рычажно-пружинная передняя подвеска.
По меркам своего времени салон Вольво PV444 был достаточно удобным и комфортабельным. Несмотря на скромный внешний декор он имел раздельные передние сиденья, двухместный задний «диван» с мягкой набивкой и элегантный руль с хромированными спицами. В целом, несмотря на американские стилистические корни, PV444 был чистокровным европейским малолитражным автомобилем, изготовленный по высоким нормам шведского качества.
Рынок встретил машину очень тепло, и уже в первый год удалось продать 1920 машин. Шведы постоянно усовершенствовали свою машину, и до конца производственного цикла седан PV444 пережил 8 модификаций. В 1955 году мощность силового агрегата возросла до 51 л.с., а спустя два года на производство поступил новый 1,6-литровый мотор мощностью 60 л.с. В остальном изменения в основном касались внешнего облика и деталей салона. Производство базового седана Volvo PV444 завершилось в 1958 году, всего было построено 196 тыс. машин этой модели.
Volvo PV544
Несомненный успех 444-й серии предопределил дальнейшее развитие марки. В 1958 году на рынок вышел официальный преемник PV444 — Volvo PV544. Фактически это был тот же автомобиль, но с небольшими отличиями. Внешнее новинка выделялась цельным гнутым ветровым стеклом, обновленной решеткой радиатора, новыми бамперами и задним стеклом большого размера. В салоне были установлены новая передняя панель с мягким верхом и полноценный трехместный диван — собственно после чего автомобиль стал пятиместным и получил индекс PV544.
В техническом отношении изменений было немного. В базовом оснащении автомобиль по-прежнему комплектовался 1,6-литровым двигателем на 60 л.с. В 1961 году в гамме появился мотор объемом 1,8 л мощностью 75 л.с., который в версии Sport благодаря двухкамерному карбюратору развивал 90 л.с. Кроме того впервые в практике Вольво, автомобили в богатых комплектациях оборудовались 4-ступенчатой механической коробкой передач. Но главное в 1959 году, впервые в истории, на автомобиле Вольво PV544 появились трехточечные ремни безопасности!
Серия Volvo PV544 оказалась успешней предшественника, во многом благодаря многочисленным победам в ралли. В них участвовали специально подготовленные машины с форсированным до 120 сил двигателем и всеми дисковыми тормозами. В октябре 1965 года ворота завод покинул последний Volvo PV544. Всего было собрано 244 тыс. автомобилей в 7 вариантах модификаций. После чего шведы переориентировались на выпуск еще одной легендарной модели Volvo 144, но о ней поговорим в следующий раз.
Технические характеристики Volvo PV444H
Тип кузова | фастбэк |
---|---|
Годы выпуска | 1954-1957 |
Тип двигателя | бензиновый, L4 |
Объем двигателя, см3 | 1414 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | B16 (40) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2600 |
Длина, мм | 4450 |
Ширина, мм | 1590 |
Высота, мм | 1560 |
Снаряженная масса, кг | 870 |