Ford T: автомобиль изменивший мир

Ford T: автомобиль изменивший мир

14 февраля 2020 Выкл. Автор autohs.ru

Ford Model T — автомобиль, который изменил человеческую цивилизацию навсегда. Его создатель Генри Форд заработал состояние, а простые люди, сначала в США, а потом и во всем мире, получили надежный и недорогой транспорт.

К началу XX века на дорогах, автомобили можно было встретить довольно редко. Они были дорогими и сложными в управлении. Кроме того в мире отсутствовала подходящая для машин с ДВС инфраструктура, в виде заправочных станций и ремонтных мастерских. Если оглядываться назад, то риск на который пошел Генри Форд при создании Ford T, был огромным. Однако предприниматель пошел на него, и не прогадал.

Ford Motor Company

Завод Ford T
Завод компании Форд в Детройте открылся в 1908 году

Генри Форд занимался разработкой автомобилей задолго до появления Ford T. В 1869 он собрал свой первый автомобиль, а уже через 2 года стал совладельцем Детройтской автомобильной компании (впоследствии она преобразовалась в Cadillac). Но из-за разногласий с партнерами, Форд был вынужден ее покинуть.

В 1902 году совместно со своим другом Александром Малкомсоном, владельцем небольшой угольной фирмы из Детройта, Генри Форд зарегистрировал компанию Ford & Malcomson Ltd. Она занималась производством деталей для братьев Додж (Dodge). Однако заказов было не так много, и Форд решил преобразовать свое предприятие под выпуск автомобилей. Так после привлечения дополнительных инвестиций, в том числе от компании Dodge, 16 июня 1903 Генри Форд зарегистрировал фирму Ford Motor Company.

По задумке Форда новая компания должна производить доступный и надежный автомобиль, способный передвигаться по грунтовым дорогам Америки.

Ford T — простая и надежная конструкция

Шасси Ford T
Шасси Ford T

Первый автомобиль компании Форд — Ford Model A был построен в 1903 году. Затем Ford Motor Company выпустил еще несколько моделей, и все они обозначались согласно буквам английского алфавита. К моменту пока Форд добрался до буквы T, на его предприятии работали талантливые инженеры и конструкторы. Они проанализировали основные проблемы, которые возникали с машинами предыдущих поколений и разработали план по их устранению.

К примеру для Ford T инженеры выбрали простой нижнеклапанный 4-цилиндровый мотор мощностью 20 л.с. Этот двигатель был способен потреблять низкокачественный бензин, керосин или этанол. В США керосин был распространен в сельской местности, так как большинство тракторов работало именно на этом топливе, а этанол с успехом производился в домашних условиях — по крайней мере до введения Сухого закона в 1919 году.

Топливо подавалось в двигатель самотеком, в результате чего Ford T мог заглохнуть при подъеме на высокий холм. Впоследствии владельцы нашли решение этой проблемы, преодолевая крутые подъемы задним ходом.

Управление Ford Model T сильно отличалось от того к чему мы привыкли сегодня. К примеру, управление акселератором («газом») производилось через ручку на руле, а не педалью. Да и назначение трех напольных педалей разительно отличалось. Левая служила педалью сцепления, центральная — заднего хода, правая — тормозом. Причем последняя управляла трансмиссионным тормозом, только позднее появилась тормозная система на задних колесах. Учитывая что Ford T был способен разогнаться до 72 км/ч, она не была лишней. В целом инженеры создавали хоть и максимально простой, но полноценный автомобиль.

Ford T и массовое производство

Ford Model T на конвейере
Ford Model T на сборочном конвейере

27 сентября 1908 ворота фабрики Форд покинул первый Ford Model T. Он был собран вручную, а за первый месяц рабочие собрали всего лишь 11 машин.

Многие считают, что автомобили Форд Т окрашивались исключительно в черный цвет. Однако это верно лишь отчасти. Изначально завод производил автомобили самых различных цветов. Затем после запуска конвейерного производства в 1913 году, технологи экспериментировали с различными красками, чтобы определить подходящую. Выяснилось что наиболее пригодная для массового производства краска — черная, она быстро сохла и при этом была самой дешевой. Как следствие с 1914 года Model T выпускался только в черном цвете.

К 1910 году количество выпущенных Модель Т превысило 12000 единиц. Однако Генри Форд постоянно искал резервы для увеличения производства. Так досконально проанализировав процесс сборки автомобиля, Форд совместно со своими инженерами, создал производственную линию. Они разбили сборочный процесс так, чтобы каждый рабочий выполнял ограниченный набор работ. В результате оптимизации до запуска линии каждый автомобиль собирался в течение 12,5 часов, а после — всего за 93 минуты. Кроме того цена Ford T снижалась с каждым годом, в 1908 году он стоил 825$, а в 1916-м всего 360$!

Автомобиль столетия

Производство Ford Model T закончилось 26 мая 1927 года. К тому моменту было выпущено около 11 миллионов автомобилей этой модели. Очевидно, что никто, даже сам Генри Форд, не ожидал такого успеха. Тем не менее изначальная ставка на простую, дешевую, но надежную конструкцию, многократно себя оправдала, сделав Форд Т самым значимым автомобилем 20-го века!

Технические характеристики Ford Model T

Тип кузоваседан, туринг, фургон и др.
Годы выпуска1908-1927
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см32896
Наименование двигателя (мощность л.с.)Ford T (22,5)
Приводзадний
Колесная база, мм2540
Длина, мм3350
Ширина, мм1650
Высота, мм1860
Снаряженная масса, кг880