Delahaye 235: последний шедевр забытой французской марки

Delahaye 235: последний шедевр забытой французской марки

30 января 2024 0 Автор autohs.ru

Ныне забытая старейшая компания Delahaye (Делайе) когда-то считалась оплотом французского и мирового автомобилестроения. Она специализировалась на производстве наиболее совершенных, высококачественных и престижных машин, но увы, растворилась в истории, оставив напоследок свой последний шедевр под названием Delahaye 235.

Delahaye 235

Delahaye 135 Figoni & Falaschi
Delahaye 135 с кузовом Figoni & Falaschi, 1937 год

После окончания войны фирма Delahaye, как и многие другие европейские автопроизводители, пребывала в тяжелом экономическом состоянии. В производственной программе марки сохранились практически все довоенные машины, в том числе самая известная престижная модель Delahaye 135 оборудованная 6-цилиндровым 130-сильным мотором. Совершенно естественно, что столь дорогая продукция в послевоенной Европе спроса не получила, и положение Делайе постоянно ухудшалось — в 1948 году компания выпустила 573 автомобиля, а два года спустя производственный тираж сократился до 235 экземпляров. В этих условиях руководство компании приняло единственно верное решение — организовать производство собственного варианта американского джипа Willys MB. Выпущенный в 1951 году простой и дешевый легкий вездеход Delahaye VLR, позволил удержать фирму на плаву и сосредоточиться на разработке новой модели.

Delahaye 235 Chapron
Большинство автомобилей Delahaye 235 имели овальную решетку радиатора и широкий, приземистый силуэт

Впрочем, для создания принципиально новой машины ресурсов у Далайе было недостаточно, поэтому проектирование следующего автомобиля было решено вести на основе модернизированного шасси Delahaye 135. Для этого привлекли конструктора Фернана Лакруа и знаменитого французского промышленного дизайнера Филиппа Шарбонно. Прототип первого послевоенного легкового автомобиля марки Delahaye был представлен на Парижском автосалоне в 1951 году. Стильное 2-дверное купе с изысканным кузовом работы ателье Letourneur & Marchand заинтересовало многих и сходу завоевало Гран При в номинации самый элегантный спортивный автомобиль.

Коробка передач Cotal
Коробками передач Cotal обрадовались и другие французские автомобили, к примеру Peugeot 402

В техническом отношении новый Delahaye 235 не слишком отличался от довоенной модели 135. В его основании по-прежнему находилось рамное шасси с передней независимой и рессорной задней подвесками и барабанными тормозами с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Старый верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель был модернизирован путем установки новой ГБЦ и стал выдавать 152 л.с. К нему в пару определи гордость французских автомобилестроителей — 4-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач конструкции Жана Коталя с электромагнитным механизмом выбора передач. Среди немногих новинок были облегченные поперечины рамы и спицованные колеса с центральной гайкой и хромированными ободами.

Последний автомобиль марки Delahaye

Delahaye 235 Chapron
Пожалуй наиболее элегантный кузов получился у ателье Шарон, которая в 1953 году выпустила шикарное купе с рельефными крыльями и небольшой 2-местной кабиной

Зато с точки зрения внешнего вида Delahaye 235 был прекрасен. Своим появлением он обеспечил работой несколько именитых французских кузовостроителей, захиревших было в военные годы. Вновь как в зажиточные 1930-е ведущие ателье Chapron, Saoutchik, Antem и др. представили свои варианты автомобиля Delahaye. При этом все они сохранили 2-дверную компоновку кузова и базовый приземистый стиль созданный дизайнером Филиппом Шарбонно. Дальше всех пошла фирма Chapron (Шапрон) выпустившая четыре вида купе и один кабриолет, каждый их которых получил оригинальные стилистические черты. Сообразно статусу все автомобили Делайе 235 получили внутреннюю отделку из натуральных материалов, подобранную с учетом пожеланий заказчика.

Delahaye 235

Несколько устаревшие, но все еще основательные Delahaye 235 ценили не только за внешний вид. Все машины этой модели имели прекрасные ходовые качества, великолепную надежность и высокий комфорт солидного представительского автомобиля, статус которого поддерживала непомерно высокая цена. Стоимость самого дорого варианта с кузовом Saoutchik в 1953 году была зафиксирована на отметке 2,8 млн франков. За эти деньги тогда можно было купить три переднеприводных седана Citroen Traction Avant и шесть микролитражек Renault 4CV! Мизерный спрос и другие обстоятельства, предопредели дальнейшую судьбу не только модели 235, но и всей компании Делайе. В 1954 году совет директоров, состоящий из родственников основателя компании Эмиля Делайе, избавился от убыточного актива и реализовал бизнес промышленной группе Hotchkiss (Гочкис). К том времени успели выпустить всего 83 экземпляра Delahaye 235.