Delahaye 135: один из лучших довоенных автомобилей

Delahaye 135: один из лучших довоенных автомобилей

25 декабря 2023 Выкл. Автор autohs.ru

Старейшая французская марка Delahaye открывшая производство автомобилей в 1894 году, считалась одной из самых престижных и уважаемых автофирм в мире. За эмблемами Делайе находились наиболее прогрессивные и роскошные автомобили того времени. Самый известный из них Delahaye 135 поступил на производство в 1935 году и сразу же стал французским, а значит и мировым эталоном спортивно-дорожного автомобиля.

История фирмы Delahaye

Delahaye Wagonette 1899
Один из первых автомобилей марки — Delahaye Wagonette 1899 года

Фирма Delahaye была основана железнодорожным инженером Эмилем Делайе в 1894 году. Как и многие другие начинающие фирмы, первую известность марка получила в автогонках, в результате которых автомобили Делайе стали популярны по всей Европе. В результате в 1899 году компания изготовила 600 автомобилей, что по тем временам считалось огромным достижением. Однако три года спустя основатель неожиданно покинул свою компанию передав свою долю компаньонам Леону Демарэ и Джорджу Морану. В 1906 году они пригласили нового управляющего директора немца Шарля Вайвенбаха, который провозгласил курс на производство наиболее сложных, роскошных и дорогих автомобилей. Первым успехом на этом пути стало создание парадно-выездного автомобиля для короля Испании Альфонсо XIII.

В период Первой мировой войны фирма переориентировалось на производство грузовиков и деталей для самолетов, а в начале 1920-х вернулась к своему изначальному профилю и представила 4- и 6-цилиндровые модели с боковыми и верхними клапанами и зажиганием от магнето. Вскоре компания внедрила гидравлический привод тормозов, независимую переднюю подвеску, синхронизаторы и электропривод селектора в коробке передач. Дела шли настолько хорошо, что Делайе возглавила французский автомобильный консорциум, куда помимо нее вошли марки Unic и Chenard-Walcker. Фактически это было завуалированное поглощение, в ходе которого фирма получила ряд передовых технологий, в том числе превосходный верхневальный рядный 6-цилиндровый мотор Chenard-Walcker, который уверенно победил в первой 24-часовой гонке Ле-Ман в 1923 году.

Французский спортивный автомобиль Делайе
На шасси 135-й модели строили гоночные автомобили, которые конкурировали со знаменитыми немецкими «серебряными стрелами»

Однако главным приобретением в 1935 году стала марка Delage, которая славилась своими невероятно красивыми спортивными автомобилями. Фактически эта покупка и предопределила дальнейший успех Delahaye 135, так как эта модель стала сочетанием превосходной техники Delahaye и элегантного кузова Delage.

Delahaye 135

Делайе 135
Предвоенный Делайе 135 с кузовом Chapron

Представленный в 1935 году дорожно-спортивный автомобиль Delahaye 135 по элегантности форм, роскоши и качеству отделки стоял на одном уровне с машинами Роллс-Ройс и Испано-Сюиза, а по скорости значительно их превосходил, и в некоторых модификациях развивал 190 км/ч. Каждый Делайе 135 имел заказное исполнение, чаще всего с кузовами знаменитых французских кузовостроительных фирм Antem, Chapron, Figoni & Falaschi и др. Они монтировались на рамное шасси с передней независимой подвеской на поперечной рессоре и фрикционными амортизаторами. Задняя подвеска была рессорной, все тормоза барабанные с гидравлическим приводом. Машины оборудовались рядным 6-цилиндровым мотором с чугунным блоком и 12-клапанной головкой блока также отлитой из серого чугуна. В базовом исполнении двигатель объемом 3,2 л выдавал 95 л.с., в версии с тремя карбюраторами 110 л.с. Кроме того существовали спортивные модификации 135M и 135МС с 3,6-литровым агрегатом и мощностью 135-145 л.с.

Delahaye 135 Interior
Один из вариантов оформления интерьера включал полностью деревянную переднюю панель

По умолчанию в паре с мотором шла механическая 4-ступенчатая коробка передач, а на заказ можно было смонтировать знаменитую планетарную полуавтоматическую коробку Cotal. Принцип ее работы был довольно прост: водитель посредством селектора выбирал нужную ступень и кратковременно нажимал на педаль сцепления, после чего электромагнитный механизм самостоятельно опускал фрикционы и производил переключение передач. Фактически удерживать педаль сцепления требовалось только во время старта, все остальное время она использовалась только для обозначения непосредственного момента включения следующей передачи. В то время синхронизированные коробки передач не имели широкого распространения, поэтому такие удобные коробки как Cotal считались уделом престижных и дорогостоящих автомобилей.

Delahaye 135M Saoutchik
Послевоенный вариант 135M в открытом кузове Saoutchik

Высокую репутацию Delahaye 135 поддерживали успехи в автоспорте. В 1938 году автомобиль одержал победу в гонках Ле-Ман, годом позднее стал победителем в ралли Монте-Карло и Милле Милья. И неизвестно сколько бы еще соревнований покорились Delahaye 135, но с началом Второй мировой производство модели пришлось свернуть. Спустя шесть лет выпуск восстановили, вот только столь дорогие и престижные машины оказались уже никому не нужны. В 1954 году историю модели 135 закрыли окончательно, причем вместе с самой маркой Delahaye. Впрочем, об этом мы уже рассказывали.