Toyota SA: первый послевоенный автомобиль Тойота

Toyota SA: первый послевоенный автомобиль Тойота

21 декабря 2023 Выкл. Автор autohs.ru

После окончания войны японская автомобилестроительная компания Тойота находилась в крайне бедственном положении. Ее заводы практически не пострадали от бомбардировок, однако американская оккупационная администрация наложила запрет на массовое производство автомобилей вынудив Тойоту перепрофилироваться на выпуск товаров бытового назначения. Впрочем, это не помешало японцам в 1945 году приступить к проектированию своего первого послевоенного автомобиля Toyota SA.

Toyota SA

Toyota SA 1947-1951
Toyota SA

Руководитель компании Киитиро Тойода хорошо понимал, что запрет на производство автомобилей не продлиться долго. Для восстановления народного хозяйства Японии требовался огромный парк автомобильной техники, дефицит которого невозможно было покрыть поставками из Соединенных штатов. Уже в 1946 году Тойоте дали добро на выпуск ограниченной партии довоенных грузовиков Toyota BM, а спустя год был снят запрет на производство легковых автомашин.

Первый послевоенный легковой автомобиль марки Тойота представлял собой малогабаритный 2-дверный 4-местный седан дизайн которого был выполнен в стиле Фольксваген Жук. Сходство с немецкой машиной вышло не случайным. Еще до войны делегация японских инженеров во главе с Кацуо Кумабе посетила ряд автозаводов Германии, где ознакомилась с прототипом будущего «народного автомобиля». В результате в техническом отношении Toyota SA во многом соответствовал довоенному Volkswagen Käfer. От немецкой машины японцы позаимствовали: конструкцию обтекаемого кузова с интегрированной хребтовой рамой, червячный рулевой механизм, гидравлическую тормозную систему и некоторые детали независимых подвесок. Однако от перспективной заднемоторной компоновочной схемы японцы решительно отказались и сохранили традиционную компоновку с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами.

Двигатель Toyota Type S
Двигатель также имел немецкие корни и фактически являлся копией 1-литрового мотора фирмы Adler

Под капот автомобиля поместили простой и очень надежный 4-цилиндровый карбюраторный мотор с боковым расположением клапанов и водяным охлаждением. Конструктивно двигатель Toyota Type S во многом напоминал довоенный немецкий 1-литровый двигатель от Adler Trumpf, который неплохо показал себя на гонках 24 Ле-Ман в 1937-1938 гг. При рабочем объеме 995 см3 он выдавал 27 л.с. и работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач. В такой конфигурации Toyota SA массой 1170 кг разгонялся до 85 км/ч, и по тем временам являлся самой скоростной машиной японского производства.

Коммерческий провал

Тойота Koromo plant
Автомобиль собирали практически вручную на заводе в г. Коромо (современное название Тойота-Сити)

Несмотря на небольшие габариты и довольно простую конструкцию, на послевоенном рынке нищей Японии, Toyota SA считался едва ли не представительским автомобилем персонального класса. Впервые в японской практике он уже в стандартном оснащении оборудовался радиоприемником, семафорными указателями поворота, единственным стеклоочистителем и подсветкой заднего номерного знака. Впрочем, несмотря на родственную связь с Жуком, японским народным автомобилем Тойота SA стать не смог. В то время далеко не каждый рядовой японец мог позволить себе даже велосипед, так что основным потребителями легковых автомобилей являлись государственные предприятия и таксопарки, которых 2-дверный Тойота SA не заинтересовал. В результате автомобиль провалился в продажах, и уже в 1951 году был снят с производства с итоговым результатом 215 товарных экземпляров.

Впрочем, опыт приобретенный в результате коммерческого провала модели SA сыграл решающую в создании первого престижного автомобиля Toyota Crown, а затем и первого народного автомобиля Toyota Corolla.