Японские автомобили будущего: взгляд из 80-х
18 февраля 2024Начало 1980-х — время рассвета японского автопрома. Многоклапанное газораспределение, турбонаддув, сложные многорычажные подвески, полноуправляемое шасси и другие технические навороты были уделом вполне себе массовых серийных автомобилей. Еще более безумные технологии были представлены в концепт-карах того времени. Впоследствии некоторые получили серийное воплощение, но многие так и остались артефактами «золотой эпохи» японского автомобилестроения.
Toyota GTV
Впервые газотурбинные легковые автомобили появились еще в начале 1960-х. В те времена технологии не позволили довести их до серийных кондиций и вскоре все подобные проекты сошли на нет. Однако в 1987 году фирма Тойота, неожиданно для всех, представила концепт Toyota GTV (Gas Turbine Vehicle), оборудованный двухвальным газотурбинным двигателем мощностью 148 л.с. Максимальная частота вращения турбины составляла 65 тыс. об/мин, как следствие, в трансмиссии GTV появился понижающий редуктор. В остальном автомобиль имел стандартные компоненты от серийной модели Toyota Carina.
Концепт GTV прошел весь необходимый цикл испытаний и был готов к производству. Однако решения о запуске в серию так и не последовало.
Toyota 4500GT
В 1989 году Тойота представила еще один интересный прототип под названием 4500GT. Он стал олицетворением персонального автомобиля будущего и имел ряд существенных преимуществ перед другими автомобилями класса GT. Довольно крупное купе (4,5 м в длину) оборудовалось стильным, аэродинамически совершенным (Cx 0,29) 2-дверным 4-местным кузовом с вытянутым капотом под которым скрывался прототип 8-цилиндрового V-образного двигателя 1UZ-FE. Ходовая часть была представлена независимыми подвесками и всеми управляемыми колесами 4WS с дисковыми тормозами и ABS.
Салон 4500GT, как и полагалось любому японскому автомобилю тех лет был буквально «нафарширован» комфортными опциями. Удобству пассажиров предлагались электроприводы окон и кресел, самоочищающиеся зеркала, светодиодные фары, профилированные спортивные сиденья, климат-контроль и отличная аудиосистема, которая впервые в мировой практике могла имитировать звук работы двигателя.
Toyota 4500GT к серийному производству не планировался и послужил как носитель перспективных идей. Вскоре наработки по этому проекту были использованы при создании Тойоты Соарер третьего поколения, а мотор 1UZ-FE впоследствии прижился на многих автомобилях марки.
Mitsubishi HSR и HSR-II
В 1987 году фирма Мицубиси открыла новую исследовательскую программу под названием HSR (High Speed Runging Research Car). В ходе нее предполагалось определить контуры спортивных автомобилей будущего, приспособленных для движения на скоростных автомагистралях. Первый автомобиль проекта, получивший обозначение Mitsubishi HSR, оборудовался 16-клапанным 300-сильным турбомотором, полноуправляемым полноприводным шасси и уникальным кузовом с комплексом активных аэродинамических элементов (подвижных спойлеров и стабилизаторов).
Два года спустя на 28-м Токийском автосалоне дебютировал еще более совершенный вариант Mitsubishi HSR-II. В дополнение к технике предшественника, новый прототип получил более обтекаемый кузов, модернизированную систему Active Aero, электронно-управляемую подвеску ECS с регулируемыми амортизаторами и полноценный автопилот! Последний имел полный набор телевизионных, инфракрасных и ультразвуковых датчиков, которые вкупе с GPS-навигацией позволяли автомобилю самостоятельно передвигаться в пределах автомагистрали. Столь смелый концепт дальнейшего развития не получил, однако многие передовые технологии, вскоре были использованы в Mitsubishi 3000GT — одном из лучших японских автомобилей тех лет.
Mazda MX-03
В 1985 году относительно небольшая, но очень амбициозная фирма Мазда представила свой прототип японского автомобиля будущего. Это был стильный приземистый 2-дверный спорткар с инновационным 3-секционным роторно-поршневым турбодвигателем. При рабочем объеме 2 л этот мотор развивал 320 л.с., что обеспечило Mazda MX-03 великолепные скоростные характеристики: до 100 км/ч автомобиль разгонялся всего за 5 сек., а его максимальная скорость ограничивалась отметкой в 295 км/ч. Еще одной интересной технической новинкой стало продвинутое полноуправляемое шасси SS-4WS с переменным рулевым механизмом. Оно позволило обеспечить невероятную точность управления, как следствие, взамен стандартного рулевого колеса инженеры Мазды установили самый настоящий штурвал!
Наработки по Mazda MX-03 не пропали даром. В 1990 году японцы запустили серийное производство Mazda Eunos Cosmo — первый (и пока последний в мире) автомобиль с 3-секционным роторным мотором. К сожалению он вышел чрезвычайно дорогим и неэкономичным и продержался на конвейере всего пять лет.
Nissan NX-21
Фирма Тойота была не единственной кто хотел возобновить газотурбинную тематику. В 1984 году Ниссан представил концепт NX-21 с необычным двухдверным клиновидным кузовом и газотурбинной силовой установкой. Огромные Г-образные складывающиеся двери откидывались вверх и открывали доступ сразу на передний и задний ряды сидений. Двухсекционный газотурбинный двигатель был смонтирован над задней осью. Он работал в связке с понижающим редуктором и обычной 4-ступенчатой коробкой передач, которая передавала крутящий момент на задние колеса. Мотор мощностью 100 л.с. мог потреблять практически любой вид жидкого горючего (керосин, бензин, дизтопливо и т.д.) и, несмотря на относительно небольшую мощность, обеспечивал NX-21 разгон до 200 км/ч. Как и все японские концепты тех лет, газотурбинный NX был неплохо «напичкан» электроникой и даже получил бортовой компьютер с голосовым помощником!
Nissan NRV-II
Все представленные выше японские «автомобили будущего» меркнут перед скромным концептом Ниссан NRV-II представленным на 25-м Токийском автосалоне 1983 года. Довольно невзрачный с виду седан получил все электронные опции присущие любому, хорошо оснащенному автомобилю наших дней. Так на его центральной консоли находился цветной сенсорный экран инерциальной навигационной системы. С ним в связке работала цифровая приборная панель, на которой отображались показания бортового компьютера и радара активного круиз-контроля. Последний был способен в автоматическом режиме выдерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля и при необходимости осуществить полную остановку автомобиля. Всем этим хозяйством можно было управлять при помощи бортового компьютера с голосовым управлением и сервисными кнопками на неподвижной ступице рулевого колеса. Кроме того NRV-II оборудованный датчиками света и дождя, мог самостоятельно включать фары и стеклоочистители.
За исключением двигателя, в техническом отношении Nissan NRV-II являлся типичным автомобилем своего времени. Он комплектовался 4-цилиндровым турбомотором переоборудованным на метаноловый впрыск. При рабочем объеме 1,3 л такой двигатель развивал вполне внушительные по тем временам 118 л.с.
Японские автомобили будущего
Большинство из представленных в статье технологий, пусть и не сразу, но все же нашли свое серийное воплощение. Впрочем, сегодняшние автомобили выглядят совершенно не так как представляли себе автостроители 80-х. Хорошо это или плохо, решать вам!