Delage D8: история самого красивого довоенного автомобиля

Delage D8: история самого красивого довоенного автомобиля

04 марта 2024 0 Автор autohs.ru

На заре своего развития французская автомобильная промышленность была пожалуй наиболее прогрессивной и развитой в мире. В стране насчитывалось множество автомобильных фирм и фирмочек, ежегодно выпускавших сотни самых разнообразных автомобилей. Большинство из них канули в лету не оставив за собой и следа, другие же напротив, несмотря на печальную участь, оставили заметный след в автомобильной истории. Взять хотя бы марку Delage (Делаж), подарившую миру Delage D8 — один из самых совершенных и красивых автомобилей своего времени.

История компании Delage

Delage Voiturette
Первый автомобиль Delage Voiturette с 1-цилиндровым мотором De Dion-Bouton. С 1908 года фирма Делаж перешла на двигатели собственного производства

История Delage неразрывно связана с ее основателем Пьером-Луи Делажем. Он родился в 1874 году в семье начальника железнодорожной станции небольшого городка Коньяк и с детства грезил паровозами. В 19 лет он окончил Парижский технологический институт и получил диплом железнодорожного инженера. Однако к тому времени охватившее Европу увлечение автомобилями сделало свое дело — Делаж обрел новую страсть и переехал в Париж где устроился на фирму Turgan-Foy ориентированную на производство паровых грузовиков и автобусов. Далее талантливый инженер два года проработал у Армана Пежо, а в 1905 году Пьер-Луи Делаж основал собственную компанию.

Свою самостоятельную деятельность Делаж начал с производства спортивных вуатюреток оснащенных прочной карданной передачей и 1-литровым двигателем De Dion-Bouton. Легкие скоростные машины отлично проявили себя в автоспорте и вскоре принесли марке Delage известность и первый серьезный доход. Гонки стали хорошим подспорьем в испытании различных технических новинок, и постепенно превратили французскую марку Delage в мелкосерийного производителя наиболее надежных и совершенных автомобилей.

Delage V12
Рекордный 12-цилиндровый Delage DH достигший 230 км/ч в 1924 году

К началу 1920-х фирма имела за своими плечами опыт больших побед в гонках в Монце, Ле-Мане, Индианаполисе и Монлери. Кроме того в 1924 году специально построенный Delage DH оборудованный V-образным 12-цилиндровым мотором мощностью 350 л.с. установил мировой рекорд максимальной скорости в 230,6 км/ч! Это достижение возвело авторитет марки на небывалую высоту и побудило к созданию новой скоростной серии DI.

Дорожный Delage DI получил прогрессивный верхнеклапанный 4-цилиндровый 50-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач и барабанные тормоза всех колес. Он был призван конкурировать с крупногабаритным Renault 40CV, а для борьбы с более престижными машинами Hispano-Suiza был предназначен Delage GL с 6-цилиндровым 100-сильным мотором, барабанными тормозами с гидравлическим усилителем и легкой лонжеронной рамой с Х-образным усилителем. Впрочем, эти автомобили стали лишь прелюдией к появлению самой известной в истории Delage модели D8.

Delage D8

Delage D8S
Белоснежный Delage D8S 1931 года

Delage D8 дебютировал на Парижском автосалоне в октябре 1929 года. Он был сконструирован инженером Морисом Готье и по своему классу и представительной внешности, полностью соответствовал уровню лучших европейских автомобилей того времени. Он оборудовался рядным 8-цилиндровым 4-литровым мотором с верхними клапанами, который в зависимости от установленного карбюратора развивал 80-110 л.с. Конструкция шасси была традиционной с лонжеронной рамой, всеми зависимыми рессорными подвесками и барабанными тормозами. В стандартном исполнении колесная база D8 составляла 3430 мм, спортивные модификации имели 3300 мм, а наиболее роскошные кузова монтировались на удлиненном шасси с базой в 3640 мм.

Делаж Д8
Кузов одного из самых красивых автомобилей серии D8 был изготовлен ателье Villars

В техническом отношении новый D8 был довольно консервативен, зато что касается внешней привлекательности ему не было равных. Автомобиль полюбился всем известным кузовостроителям. Он несколько раз становился победителем конкурсов элегантности, а Delage D8 с открытым 2-местным кузовом от ателье Villars, считался едва ли не самым элегантным автомобилем своей эпохи. Тем не менее спрос на достаточно дорогие, штучные Делажи никогда не был особо большим, а после кризиса 1929 года он упал практически до нуля.

В этих условиях у Пьеруа-Луи Делажа не оставалось иного выбора как признать себя банкротом и выставить свою компанию на продажу. Столь выгодным предложением воспользовалась конкурирующая фирма Delahaye (Делайе), которая также специализировалась на производстве престижных автомобилей. Смена собственника на Delage повлияла самым положительным образом: новый хозяин не только продолжил ее деятельность, но и модернизировал весь модельный ряд. В середине 1930-х Делаж смог преложить сразу пять моделей D8 с моторами на 85-145 л.с. Самая мощная из них — спортивная версия D8S развивала 180 км/ч.

Delage D8
Интерьер каждой машины был отделан по индивидуальному заказу из самых лучших материалов

В 1937 году впервые во Франции, все автомобили Delage получили систему централизованной смазки шасси, а перед самой войной в трансмиссии D8 прописалась знаменитая полуавтоматическая коробка Cotal. К тому времени фирма Delage практически полностью растворилась в недрах компании Delahaye, и все новые «делажи» стали напоминать машины бывшего конкурента. Всего в довоенный период было выпущено 1900 машин серии D8.