Renault 40CV: гордость царского гаража

Renault 40CV: гордость царского гаража

04 февраля 2024 0 Автор autohs.ru

Сегодня фирма Рено известна как крупнейший производитель относительно простых и не очень дорогих массовых автомобилей. Однако на самой заре своего развития ее приоритетом были наиболее крупные, престижные и дорогие в мире автомобили. Самый известный из них Renault 40CV в свое время обслуживал царский выезд Николая II, а затем возил «вождя мировой революции» В.И. Ленина.

Renault 40CV

Первый автомобиль Рено, 1898
Луи Рено и его первый автомобиль, 1898 год

С самого основания своего предприятия в 1898 году Луи Рено мечтал стать законодателем мод и создателем лучших в мире автомобилей. Уже через 15 лет его фирма из местечкового производителя превратилась в крупнейшую автомобилестроительную компанию со штатом в 5 тыс. сотрудников и производственной программой из 12 моделей мощностью от 8 до 75 л.с. Следует отметить, что наряду с престижными моделями, заводы Рено выпускали десятки тысяч безликих и простых микролитражек, обеспечивавших компанию необходимыми ресурсами для проектирования элитных машин.

В 1907 году Луи Рено решил окончательно закрепить свой статус и на очередном Парижском автосалоне представил гагинских размеров представительский автомобиль Renault Type AR (50CV) с 6-цилиндровым 9,5-литровым мотором с невероятной для своего времени мощностью 50 л.с. Спустя пять лет на свет появился более компактный, облегченный вариант Renault 40CV Type CG с 6-цилиндровым нижнеклапанным двигателем объемом 7,5 л мощностью 40 л.с. С тех пор почти каждый год фирма преподносила своим самым состоятельным клиентам очередной подарок в виде обновленной модели 40CV.

Renault 40CV
Роскошный вариант 40CV в кузове ландо

Огромные размеры (колесная база 4026 мм, длина — 5300, ширина 1750 мм) не обескураживали потенциальную клиентуру, и даже наоборот служили символом элегантности и высокого положения. Недаром в 1912 году партия таких Рено оборудованных заказными кузовами фирмы Кельнер была поставлена в императорский гараж Николая II, а после Октябрьской революции одним из них пользовался В.И. Ленин. На нем 30 августа 1918 года он приехал на московский завод Михельсона, где на него было совершено покушение. Как писали позднее советские историки, своим спасением Ленин в немалой степени обязан «быстроходному Рено, который оперативно доставил раненого в больницу…»

Конструктивные особенности Рено 40CV

Автомобиль Renault 40CV
Все автомобили Рено того времени имели схожий дизайн с глухим капотом. На фото модель 40CV в кузове лимузин

В техническом отношении 40-сильный Рено представлял собой весьма необычную конструкцию. До самого конца производства Renault 40CV имел узкий глухой капот типа «утюг» с нетрадиционным расположением радиатора системы охлаждения. Он устанавливался позади мотора, перед пассажирским салоном. Приток воздуха к радиатору обеспечивали специальные воздухозаборники и вмонтированный в маховик двигателя вентилятор. Сама система охлаждения оставалась термосифонной, то есть вода циркулировала самостоятельно за счет разницы температур в верхней и нижней части блока цилиндров. С двигателем в паре работала механическая 2- или 4-ступенчатая коробка передач, смонтированная на раме отдельно от двигателя под сиденьем водителя.

Renault 40CV Engine
Как утверждал рекламный проспект, двигатель Renault 40CV мог проработать 100 моточасов без замены деталей

В основе автомобиля находилась традиционная лонжеронная рама к которой через полуэллиптические рессоры и редкие в те времена гидравлические амортизаторы крепились передняя неразрезная ось и задний мост с конической главной передачей. Для торможения 2,5-тонной машины была разработана и запатентована тормозная система с механическим усилителем. Принцип его работы был следующим: на вторичном валу коробки передач располагалась фрикционная муфта, которая при нажатии на педаль тормоза часть крутящего момента передавала на механизм трансмиссионного тормоза. При этом задние барабанные тормоза включались вручную, через систему механических тяг. В 1913 году Renault 40CV обзавелся стартером и электрическим освещением, а в 1914-м новым кулисным механизмом переключения передач и сдвоенным карбюратором.

17 лет на производстве

Renault 40CV Императорский гараж
В 1913 году Императорский гараж насчитывал 5 автомобилей Renault 40CV

В годы Первой мировой тяжелое шасси Рено 40CV использовалось для постройки блиндированных автомобилей, а в 1919-м фирма возобновила выпуск гражданской серии Type HD. В 1921 году когда европу поглотил серьезный экономический кризис, на производство поступила новая серия HF, оборудованная новым мотором объемом 9,1 л мощностью 100 л.с. А далее по заведенной традиции последовало почти ежегодное техническое обновление и выпуск новой серии, пока в 1925 году на производство не поступил самый знаменитый вариант 40CV NM, который оборудовался форсированным двигателем мощностью 120-140 л.с. Этот автомобиль широко прославился на европейских гоночных трассах и в специальных скоростных модификациях развивал 200 л.с. В 1926 году болид на шасси NM установил мировой рекорд, проехав 4167,7 км со средней скоростью 173,65 км/ч!

К концу 1920-х солидный возраст конструкции и устаревший внешний вид взяли свое и в 1928 году Renault 40CV покинул производство. Ему на смену пришел не менее элегантный 8-цилиндровый Renault RM Reinastella. Но это уже совсем другая история.