Bristol 401 (403): британская копия БМВ
29 апреля 2024История знает немало примеров, когда созданием и выпуском автомобилей занимались бывшие (а подчас и действующие) авиастроители. Все их машины имели очень высокий уровень технического исполнения и несли в себе нетривиальные конструкторские решения, непосредственно позаимствованные из мира авиатехники. Вспомнить хотя бы британский Bristol 401, сочетавший в себе изящный аэродинамически совершенный алюминиевый кузов и лучший в мире 6-цилиндровый мотор!
Bristol 400
Как нетрудно догадаться из названия, компания Bristol зародилась в 1910 году в британском городе Бристоль, что на юго-западе Англии. В годы Второй мировой фирма занималась постройкой известных бомбардировщиков Blenheim, а после окончания войны, когда спрос на профильную продукцию упал, переквалифицировалась в автомобилестроители. Причем сделала она это весьма изящным способом — раздобыла трофейные чертежи немецкой спортивной машины БМВ 327, на основе которой в 1947 году выпустила свой первый автомобиль Bristol 400. Изюминкой 400-ой модели стал великолепный 6-цилиндровый рядный двигатель BMW 328 с полусферическими камерами сгорания и V-образными верхними клапанами с приводом от бокового распредвала и хитроумной системы толкателей и коромысел. При рабочем объеме 2 л он развивал 80 л.с. и считался едва ли не самым совершенным 2-литровым мотором своего времени, идеально приспособленным для легких спортивных машин.
Кузов спроектировали самостоятельно, но с явной оглядкой на немецкий образец, от чего Bristol 400 получил характерные формы предвоенных БМВ и их фирменную радиаторную решетку с двумя вертикальными прорезями. Двухместный кузов британской машины получился немного крупнее BMW 327, но в его конструкции также нашли широкое применение алюминиевые кузовные панели, в результате чего снаряженная масса автомобиля не превысила 1035 кг. Основанием 400-го стала прочная стальная несущая платформа на которую монтировались: простая механическая 4-ступенчатая коробка передач, независимая передняя подвеска на поперечной рессоре и неразрезной задний мост с продольными торсионами и поперечными рычагами. В целом Bristol 400 сохранил прекрасные ходовые качества БМВ — имел отличную управляемость и уверенно разгонялся до 150 км/ч.
Bristol 401
В 1948 году фирма приступила к производству представительского купе Bristol 401 с форсированным 85-сильным мотором и новым более обтекаемым кузовом с вытянутым капотом и гладкими, без выступающих крыльев, боковинами. На этот раз форму спроектировали на стороне — в известном итальянском ателье Carrozzeria Touring. Его продули в аэродинамической трубе и получили прекрасный, даже по сегодняшним меркам результат — Cx 0,36. Автомобиль оборудовали централизованной системой смазки, синхронизированной коробкой передач и впервые в британской практике радиальными шинами. Салон сделали более комфортабельным — применили отделку из натуральных материалов и установили регулируемые сиденья. С новым обтекаемым кузовом Bristol 401 стал еще быстрее и развивал 165 км/ч. Новый автомобиль привлек внимание состоятельной публики. Несколько бристолей официально закупили в автопарк британского правительства, кроме того одну машину купил король Саудовской Аравии.
Bristol 403
В 1953 году на замену серии 401 пришел Bristol 403, внешне почти неотличимый от предшественника. Зато в технической части автомобиль заметно преобразился. За счет увеличения степени сжатия и установки нового распредвала мощность мотора довели до 100 л.с. В связи с этим дополнительно усилили коробку передач и тормоза, а взамен устаревших фрикционных амортизаторов применили гидравлические.
В 1958 году после появления Bristol 406 история «британских БМВ» подошла к концу. К тому времени автомобили марки уже ничем не напоминали своих первенцев, а фирма уже заслужила авторитет и славу производителя надежных, элегантных и скоростных машин. Всего в общей сложности было выпущено 1376 автомобилей серии 400-403.