История Voisin C25 Aerodyne

История Voisin C25 Aerodyne

11 сентября 2024 Выкл. Автор autohs.ru

В мировой истории имя Габриэля Вуазена (Voisin) стоит примерно на том же месте, где фамилия пионеров воздушной стихии — братьев Райт. В годы Первой мировой Вуазен был одним из ведущих производителей самолетов, главным образом бомбардировщиков, а после войны переориентировался на изготовление весьма своеобразных и технически передовых автомобилей. Наиболее известный из них, Voisin C25 Aerodyne, внес огромный вклад в развитие автомобилестроения и по праву считается одним из лучших автомобилей своего времени.

Автомобили Voisin

Voisin C1
Первый автомобиль компании — Voisin C1 появился в 1919 году

В новое мирное время перед Габриэлем Вуазеном встал вопрос, что делать со своей «фабрикой аэропланов», выпускавшей в годы мировой войны по пять летательных аппаратов в день. Решить его помог случай. В 1918 году Жуль Саломон, конструктор Panhard & Levassor, разругавшись с тамошним руководством, покинул компанию, прихватив с собой все самые перспективные наработки, в том числе экспериментальное шасси с 4-цилиндровым бесклапанным двигателем мощностью 78 л.с. Эту довольно крупную и весьма недешевую машину он, собственно, и предложил Вуазену. Недолго думая, тот согласился, и в 1919 году на свет появился первый серийный автомобиль марки Voisin.

Voisin С1 был весьма неплохим автомобилем, но сам новоиспеченный автомобилестроитель относился к нему с изрядной долей скепсиса, пеняя на высокий расход масла, шумный стартер и тугое сцепление. В результате, немного разобравшись с организацией нового для себя дела, Вуазен принялся строить свой оригинальный автомобиль, в полной мере достойный высокой марки Voisin. Его дебют состоялся на Парижском автосалоне в 1920 году. Там в окружении многочисленной толпы был продемонстрирован Voisin C2, который в своем снаряжении имел 12-цилиндровый бесклапанный двигатель, двухступенчатую коробку передач с гидромуфтой и уникальный стартер, одновременно исполнявший функцию генератора. К сожалению, запустить серийное производство столь дорогого и неординарного автомобиля тогда так и не удалось, и Вуазен ненадолго отступился от этой амбициозной идеи.

Братья Габриэль и Шарль Вуазены
Братья Габриэль и Шарль Вуазены

Все последующие годы он строил менее революционные, но весьма качественные машины, в конструкции которых применялись двигатели с гильзовым газораспределением, усилители тормозов и включения передач, а также легкие кузова из легированных сталей или алюминиевых сплавов.

Voisin C25 Aerodyne

Voisin C22
Фирменной эмблемой Вуазен стала фигурка из двух острых, как ножи, крыльев, направленных строго вверх. На фото Voisin C22

В 1930 году Вуазен вновь всколыхнул мировое автомобильное сообщество. На очередном Парижском автосалоне он неожиданно для всех представил необычайно низкий, 2-дверный автомобиль под названием Voisin C20. Под его невероятно длинным капотом скрывался V-образный 12-цилиндровый бесклапанный мотор мощностью 120 л.с. В основании машины находилась прочная лонжеронная рама, поверх которой через рессоры были закреплены мосты. Одновременно с Вуазен C20 была представлена более приземленная модель C23 с 3-литровым 6-цилиндровым рядным мотором в 80-90 л.с. и оригинальной 2-ступенчатой коробкой передач с планетарным редуктором-демультипликатором.

Развитием 23-й модели стал появившийся в 1934 году знаменитый Voisin C25 со 105-сильным мотором, на шасси которого впервые появился невероятно привлекательный и аэродинамически совершенный кузов Aerodyne. В отличие от всех предыдущих «квадратных» моделей, все обводы Ваузен Аэродин подчинялись форме круга. Крылья, крыша, рамы боковых окон — все были полукруглыми, а на крыше, плавно переходящей в хвостовую часть, расположились окна-иллюминаторы. На передке были смонтированы гигантские фары в никелированных корпусах, короткие широкие бамперы и вертикальный хромированный фальшрадиатор с острыми крылашками на вершине. Необычно смотрелись наклонные тяги крепления крыльев и двухсоставное, переходящее в крышу ветровое стекло. Причем ее верхнюю половинку можно было сдвинуть назад, превратив Voisin Aerodyne из седана в брогам. Эффектный образ довершали огромные дисковые или спицованные колеса диаметром 18 дюймов.

Voisin C25 Aerodyne
Voisin Aerodyne стоил 70 тыс. франков. За эти деньги можно было купить четыре автомобиля Citroen Traction Avant

Одновременно с вариантом C25 было создано 2-дверное купе Voisin C27 Aerosport, развивавшее 130 км/ч. Дальнейшим развитием этих машин стала модель C28 Ambassade с респектабельным 4-дверным кузовом и 6-цилиндровым двигателем мощностью 125 л.с. Последней громкой новинкой в истории марки Voisin стало купе Aerosport V12, оснащенное мотором мощностью 180 л.с. и способное разгоняться до 205 км/ч.

Автомобиль Вуазен
Несмотря на высокую стоимость, автомобили Вуазен особыми изысками интерьера не отличались

Следует уточнить, что всю свою автомобильную деятельность Габриэль Вуазен вел не ради получения прибыли. Прежде всего он занимался техническим творчеством, реализуя себя как конструктор экстравагантной, уникальной техники. За честь обладать автомобилями Вуазен боролись крупные бизнесмены, кинозвезды, политики и певцы. К примеру, ими владели: авиапромышленник Луи Бреге, писатель Герберт Уэлс, киноактер Рудольфо Валентино и другие известные люди. За 18 лет было изготовлено 27 тыс. автомобилей марки Вуазен, и всего семь из них носили гордое название Aerodyne. Что же касается самого Габриэля Вуазена, после окончания Второй мировой войны он ударился в другую крайность и принялся строить простые и дешевые микроавтомобили Biscuter. Впрочем, это уже совсем другая история.