Panhard-Levassor Dynamic: французский автомобильный авангард
19 сентября 2023Старейшая автомобильная компания Panhard-Levassor всегда славилась своими технически совершенными, и во многом авангардными автомобилями. Накануне Первой мировой войны эта французская компания внедрила уникальный бесклапанный двигатель системы Чарльза Найта, который отличался невероятно тихой и плавной работой и идеально подходил для автомобилей высокого класса. В межвоенный период специалисты Панара увлеклись аэродинамикой, в результате чего на свет появился Panhard-Levassor Dynamic — один из самых прогрессивных и известных автомобилей марки. Он включал в себя авангардный обтекаемый кузов, бесклапанный двигатель и …центрально расположенный руль!
Panhard-Levassor Dynamic
Panhard-Levassor Dynamic дебютировал в 1936 году и сразу же обратил на себя самое пристальное внимание. Автомобиль спроектированный Луи Бионье выделялся удлиненным, необычно низким и широким кузовом. На его переднем фасаде находилась огромная решетка радиатора выполненная в форме рыцарского щита. Схожий мотив повторяли утопленные в крылья приборы головного света. Сами крылья имели каплевидную форму и были прикрыты аэродинамическими щитками. Необычнее всего выглядело узкое лобовое стекло составленное из трех секций, призванных обеспечить панорамный обзор.
Вся авангардная внешняя эстетика, была щедро приправлена техническими новинками. В основе Panhard-Levassor Dynamic находилось рамное шасси с передней независимой торсионной подвеской. Задняя была зависимой, но тоже торсионной. В ней нашла применение шарнирно соединенная с мостом реактивная штанга, которая впоследствии получила название «тяга Панара». К диковинкам своего времени можно отнести вакуумный привод автоматического сцепления, тормозную систему с двумя гидравлическими контурами и бесклапанный двигатель.
Первые модели Panhard-Levassor Dynamic в версиях 130 и 140 оборудовались 6-цилиндровыми бесклапанными моторами объемом 2,5 и 2,9 л мощностью 75 и 82 л.с. соответственно. Эти так называемые «двигатели Найта» получили гильзовое газораспределение на основе двух стальных гильз с прорезанными в них отверстиями. Когда в какой-то момент эти отверстия совпадали с выходным отверстием коллекторов, происходил впуск-выпуск рабочей смеси. Такая бесклапанная система с одной стороны обеспечивала двигателю плавную и практически бесшумную работу, но с другой, приводила к повышенному расходу масла и была очень сложна в обслуживании. Впрочем, учитывая престижный статус модели, ремонт которой предполагался исключительно на авторизованных технических станциях, это не являлось особой проблемой.
Салон машины за авторством того же Луи Бионье, получил сходный с внешним оформлением стиль с ромбовидными очертаниями педалей и приборного щитка. В отделке французы не поскупились и использовали высококачественные материалы: натуральную кожу, ореховый шпон и шерстяной габардин лучших сортов. Полуметровой ширины диваны вмещали по три человека каждый, причем место водителя со всеми причитающимися ему приборами управления, находилось спереди и строго посередине! По задумке создателей такая посадка должна была обеспечить наилучший обзор из трехсекционного панорамного ветрового стекла. На практике данный тезис не подтвердился, зато Dynamic получил еще один повод поговорить о себе.
Неудачная судьба
Впрочем, громкие разговоры хоть и создали дополнительную рекламу, коммерческому успеху не поспособствовали. Немногие из покупателей отваживались на покупку столь необычной машины. Не помог даже пример тогдашнего французского президента Леона Блюма, который приобрел один экземпляр Panhard-Levassor Dynamic для собственных представительских нужд. Вскоре началась Вторая мировая война, и Франции, как и всему миру, стало не до легковых автомобилей. Всего с 1936-го по 1940 год было собрано 2746 экземпляров, из которых до наших дней дошли считанные единцы.