
Skoda 100: лучший автомобиль Чехословакии
22 сентября 2023Компания Skoda ведет свою историю с 1895 года и издавна славится своими высококачественными, технически совершенными автомобилями. После национализации и перехода на планово-хозяйственное управление, Шкода стала крупнейшим автопроизводителем Чехословакии. Несмотря на отрыв от западных технологий, чехословацкие автостроители смогли удержать высокую планку качества и организовать производство достаточно современных и комфортабельных автомобилей. Одна из самых удачных и успешных моделей социалистического периода — Skoda 100 появилась в 1969 году и оказалась популярной не только в Восточной, но и в Западных Европе.
Skoda 100
После окончания войны фирма Skoda была национализирована и преобразована в народное предприятие AZNP Skoda (Automobilové závody, Národní podnik Skoda). В 1964 году там организовали выпуск принципиально новой модели Skoda 1000 MB. В отличие от предшественников, новый автомобиль получил заднемоторную компоновку и просторный несущий кузов. Несмотря на довольно простую конструкцию и маломощный 50-сильный мотор, Skoda 1000 MB пользовалась неплохой популярностью за рубежом. Однако уже к концу 1960-х, после того как на Западе ужесточили требования по безопасности, экспортные возможности машины практически были исчерпаны.
Решением стало создание в 1969 году усовершенствованной модели Skoda 100. В техническом отношении новый автомобиль являлся продолжением предыдущего. Под обновленным кузовом скрывалось заднемоторное шасси со всеми независимыми пружинными подвесками. Передняя была доработана — специалисты увеличили ее ресурс, уменьшили количество точек смазки, внедрили стабилизатор поперечной устойчивости. Серьезной новинкой стала двухконтурная тормозная система с дисковыми передними механизмами.
Двигатель оставили прежний — 4-цилиндровый 1-литровый карбюраторный с водяным охлаждением мощностью 48 л.с. Интересно, что блок цилиндров сделали алюминиевым, тогда как головку блока, напротив, отлили из чугуна. Как и у многих заднемоторных заднеприводных автомобилей, на Skoda 100 двигатель, сцепление, 4-ступенчатая синхронизированная коробка передач и картер главной передачи были объеденины в один агрегат. В целом несмотря на повсеместный переход на переднеприводную компоновку, заднемоторные автомобили еще не считались устаревшими и имели немало консервативных поклонников.
Тем более, что выглядела Skoda 100 для конца 1960-х вполне современно. В активе чехословацкой новинки был просторный 5-местный кузов седан выполненный в спокойном, слегка округлом прямолинейном стиле с минимальным внешним декором. Согласно новым нормам безопасности на Skoda 100 нашли применение более производительные стеклоочистители, травмобезопасная рулевая колонка и зеркало с антибликовым покрытием. Существенно преобразился интерьер. В богатой комплектации Deluxe автомобиль оборудовался удобными профилированными сиденьями и улучшенной отделкой салона. Кроме того прерогативой еще более дорогой версии Skoda 110 L стали оригинальные колпаки колес, пластиковые накладки на порогах и форсированный до 53 л.с. двигатель.
В 1971 году на производство поступила спортивная версия Skoda 110 LS оборудованная мощным и оборотистым 62-сильным мотором от купе Skoda 110 R. Эту машину можно было легко отличить по обновленному передку с 4-фарной оптикой.
Звезда Чехословакии
Skoda 100 получилась по-настоящему удачной и популярной машиной. Благодаря высокому качеству изготовления, автомобили марки Шкода на равных конкурировали с изделиями других европейских заводов. Кроме Советского Союза автомобили модели 100 и 110 успешно поставлялись во все социалистические страны, присутствовали на рынках ФРГ, Великобритании, Новой Зеландии и других западных стран.
В 1977 году производство Skoda 100 было прекращено. К тому времени ворота завода во Млада-Болеславе покинуло 1 млн 80 тыс. автомобилей. Таким образом «сотка» стала первой моделью в истории компании Шкода, перешагнувшей миллионный рубеж!