ЯАЗ-210Г: первый советский балластный тягач

ЯАЗ-210Г: первый советский балластный тягач

Во время войны в СССР по программе ленд-лиза поставлялись танковозы Diamond T 980. Эти уникальные автомобили могли с легкостью буксировать 45-тонные прицепы, а также благодаря мощной лебедке исполнять роль эвакуатора. Даймонды настолько впечатлили советских военных, что они захотели иметь отечественный аналог этой прекрасной машины. Так появился первый советский балластный тягач — ЯАЗ-210Г.

ЯАЗ-210Г

ЯАЗ-210
ЯАЗ-210

Работа по проектированию новой машины легла на плечи специалистов Ярославского автомобильного завода. В 1946 году они приступили к разработке нового семейства трехосных тяжелых грузовиков — ЯАЗ-210. Оно включало в себя пять автомобилей: базовый бортовой ЯАЗ-210, многоцелевой бортовой с лебедкой ЯАЗ-210А, седельный тягач ЯАЗ-210Д, самосвал ЯАЗ-210Е и балластный тягач ЯАЗ-210Г.

Первый опытный прототип ЯАЗ-210 собрали в 1948 году. Грузовик был сработан по классической компоновочной схеме и получил трехосное заднеприводное шасси на рессорных подвесках, переднее расположение двигателя, капотную трехместную кабину и деревянную платформу с откидывающимися бортами. На его основе в 1949 году собрали балластный тягач ЯАЗ-210Г. От базовой машины он отличался укороченной колесной базой (4780 мм против 5758 мм), раздаточной коробкой с иными передаточными числами и уменьшенной металлической платформой грузоподъемностью 8 т. Кроме того тягач получил лебедку с механическим приводом и тяговым усилием 10 т.

ЯАЗ-210Г с прицепом тяжеловозом
ЯАЗ-210Г с прицепом тяжеловозом

Грузовик оборудовался 6-цилиндровым двухтактным дизельным двигателем — ЯАЗ-206. Мотор созданный на основе американского дизеля GMC 6-71 при объеме 7 л выдавал 165 л.с. Он агрегатировался с 5-ступенчатой МКПП. От нее крутящий момент передавался на 2-ступенчатую «раздатку» с блокируемым межосевым дифференциалом. Для того чтобы обеспечить максимальную унификацию с младшим семейством ЯАЗ-200, ярославцам пришлось городить довольно сложную схему привода ведущих мостов с индивидуальными карданами. Все это плохо сказалось на экономичности и скоростных данных грузовика. С прицепом массой 40 т по шоссе грузовик беззастенчиво расходовал 90-100 л на 100 км. При этом его максимальная скорость не превышала 40 км/ч.

Годен с большими нареканиями

Тяжелый трехосный грузовик СССР
Грузовик на испытаниях

Впрочем, для военных это был малозначительный фактор. Потребность в машине была так высока, что ЯАЗ-210Г приняли на вооружение даже без государственных испытаний. Тягач поступил на производство в конце 1951 года, а главный экзамен автомобиль сдал только спустя 6 месяцев. И что характерно сдал с большими нареканиями. ЯАЗ-210Г требовал исправления множества дефектов и недоработок. Было необходимо усилить раму, переделать кронштейны передних рессор, увеличить надежность двигателя и колес. Кроме того испытатели отметили недостаточную мощность мотора. Все эти недостатки предполагалось исправлять уже по ходу производства.

ЯАЗ-214
ЯАЗ-214

Тем временем к выпуску готовился новый грузовик ЯАЗ-214. Он оснащался полноприводной трансмиссией и двигателем ЯАЗ-206Б с увеличенной до 200 л.с. мощностью. Во всех отношениях он виделся лучшей альтернативой специализированному ЯАЗ-210Г. Как следствие в 1958 году балластный тягач был снят с производства и ему на смену пришел более универсальный 214-й. Всего за семь лет успели изготовить 2132 тягачей ЯАЗ-210Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *