Zuk: история легких грузовиков из Польши

Zuk: история легких грузовиков из Польши

Встав на социалистический путь развития, Польша во многом ориентировалась на «старшего брата» — Советский Союз. Однако в отличие от СССР, в ПНР имелось множество частных фермерских хозяйств, которым требовались легкие коммерческие грузовики. В нашей стране спрос на такие машины также имелся, но не в аграрном секторе, а в торговой сфере и предприятиях бытового обслуживания. Для его удовлетворения в середине 1950-х поляки организовали производство грузовых автомобилей под маркой Zuk (Жук).

Zuk A-03

FSC Zuk A-03
FSC Zuk A-03

К разработке автомобилей малой грузоподъемности одновременно приступили два польских автозавода — FSD (Fabryka Samochodow Dostawczych) из города Ныса и FSC (Fabryka Samochodow Ciezarowych) из Люблина. Автомобили создавались на единой агрегатной базе, но формально имели различное назначение. Презентабельные Nysa предназначались для города, а утилитарные Zuk с упрощенным дизайном — для сельской эксплуатации.

Zuk A-03
Грузовик без тента

Первый прототип FSC Zuk A-03 был построен в 1957 году. Это был автомобиль вагонной компоновки с кабиной над двигателем и кузовом типа пикап с задним откидным боротом. Боковины кузова были сплошными, в результате чего грузовая платформа не выпирала за габариты кабины, а погрузочная высота составляла всего 600 мм. В основе машины находилась оригинальная рама, к которой приспособили подвески от Warszawa M-20 — лицензионной копии Победы. От нее же пришлись: карбюраторный двигатель мощностью 52 л.с., 3-ступенчатая МКПП, сцепление и тормозная система. Максимальная грузоподъемность Zuk A-03 составляла 900 кг, так что автомобиль удачно вписывался в нишу между Warszawa 200P (пикап на базе Warszawa M-20) и 2,5-тонным грузовиком Lublin 51 (он же ГАЗ-51).

Польский автомобиль Жук
20-тысячный Жук покидает конвейер

В 1958 году Zuk A-03 представили на ярмарке в Познани, где автомобиль вызвал огромный интерес публики. Сомневаться в успехе машины не приходилось и спустя год началось ее серийное производство. Вскоре к базовому пикапу подоспели и другие версии: цельнометаллический фургон Zuk A-05 и грузовик Zuk A-09 с бортовой платформой и тремя откидывающимися бортами.

Zuk A-13

FSC Zuc A-06
Модернизированный Zuc A-06

Грузовички из Люблина пользовались устойчивым спросом у покупателей: в 1960 году завод собрал 3144 экземпляров, а в 1965-м уже 8621. Через год автомобиль избавился от своего главного недостатка — маломощного двигателя. В 1966 году на Жуки начали устанавливать модернизированный верхнеклапанный мотор мощностью 70 л.с. С ним максимальная скорость выросла до 95 км/ч. Сообразно изменилось обозначение базовой машины с Zuk A-03 на Zuk A-13, фургон стал называться Zuk A-06, а бортовой грузовик — Zuk A-11.

Грузовички Жук активно поставлялись на экспорт, в основном в страны Восточной Европы. Со временем поставки стали осуществляться в Египет, Иран, Грецию и конечно же в СССР. В нашу страну ритмичные поставки начали выполняться с начала 1970-х, в те времена ежегодный экспорт доходил до 7,5 тыс. Жуков в год. В СССР польские грузовики Zuk, наравне с грузовиками Nysa пришлись весьма к месту, так как советская автопромышленность подобных автомобилей можно сказать что не выпускала.

FSC Zuk A-07
Грузопассажирский вариант A-07

Жуки зарекомендовали себя как довольно неприхотливые и выносливые машины. Опять же в их активе значилась порядком устаревшая, но хорошо знакомая нашим ремонтникам конструкция. Из недостатков водители отмечали неважную управляемость и неэффективную тормозную систему, что учитывая возраст шасси было совсем не удивительно.

Несмотря на ввод в строй автозаводов РАФ и ЕрАЗ, импорт польских автомобилей в нашу страну не прекращался вплоть до 1991 года. В новой демократической Польше, Жуки продолжали исправно выпускаться до 1998 года. Всего по официальным данным было изготовлено 587500 автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *