ГАЗ-69 и все его модификации

ГАЗ-69 и все его модификации

07 апреля 2021 Выкл. Автор autohs.ru

В СССР автомобили повышенной проходимости строить любили и умели. В стране освоили производство множество машин подобного класса, и самым заслуженным из них является ГАЗ-69. Он работал в колхозах и служил в армии, лазал в тропических джунглях и пустынных барханах. Простой и надежный, ГАЗ-69 словно автомобильный автомат Калашникова, стал одним из символов Советского Союза.

ГАЗ-69, ГАЗ-69А

ГАЗ-69 Труженик 1948
Первый прототип ГАЗ-69 Труженик

В 1946 году на замену ветерану ГАЗ-67, Горьковский автозавод приступил к разработке нового легкого универсального вездехода. Ведущим конструктором назначили Вассермана Григория Моисеевича. Перед ним поставили задачу разработать машину, которая бы на голову превосходила как отечественный 67-й, так и ленд-лизовский Willys. При этом если перед началом войны ГАЗ-64 и ГАЗ-67 разрабатывались как тягачи противотанковых орудий и транспортировщики боеприпасов, то в послевоенное время надобность в этом отпала сама собой. Интенсивный прогресс противотанкового вооружения не оставлял возможности их буксировки для легкого транспортера класса ГАЗ-67. Так что будущему внедорожнику была уготована роль штабной, разведывательной и хозяйственной машины.

Шасси ГАЗ-69А
Шасси с посадочным макетом ГАЗ-69А

Первый прототип собрали в начале 1948 года. Автомобиль получивший название ГАЗ-69 Труженик, отличался в общем-то незамысловатой конструкцией. Рама штампованная с лонжеронами закрытого сечения, двигатель от Победы мощностью 52 л.с., от нее же трехступенчатая КПП. Раздаточная коробка двухскоростная, мосты ведущие, подвески зависимые рессорные, тормоза всех колес барабанные, привод гидравлический. Проходимость не хуже ГАЗ-67, грузоподъемность 500 кг, масса буксируемого прицепа — 800. Кроме того 69-й имел восемь мест — вдове больше чем у предшественника, и это при том что колесная база увеличилась всего на 200, а общая длина на 500 мм.

Весной того же года ГАЗ-69 в качестве машины поддержки, отправился на государственные испытания ЗИМ ГАЗ-12. Еще спустя год автомобиль сам успешно прошел все госиспытания и рекомендован к производству. 25 августа 1953 года Горьковский автозавод освоил серийный выпуск вездехода. Автомобиль выпускался в двух исполнениях: двухдверный восьмиместный ГАЗ-69 (двое спереди, шестеро на продольных лавках) и четырехдверный ГАЗ-69А с пятиместным салоном легкового типа. Также выпускались модификации с экранированным электрооборудованием. Обозначались они ГАЗ-69Э и ГАЗ-69АЭ соответственно. Существовали также экспортные модификации ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ с 65-сильным двигателем увеличенного 2432 см3 объема.

ГАЗ-69А
Серийный 69А первых годов выпуска

В декабре 1954 года из поставляемых с ГАЗа машинокомплектов, сборка внедорожников была организована на Ульяновском автозаводе. А в еще спустя два года, производство автомобиля полностью перенесли на УАЗ. Всего же ГАЗ выпустил 68125, а УАЗ 597360 машин. Автомобиль экспортировался в 56 стран мира. Кроме того по лицензии ГАЗ-69 выпускали в Румынии под маркой ARO и Северной Корее под маркой Kaengsaeng.

Для Советского Союза ГАЗ-69 стал машиной знаковой. Будь то уборка картофеля, военный парад, геологоразведка или лесничество, да и во многих других сферах жизни огромной страны, нет-нет да мелькал короткобазный вездеход под лаконичным индексом ГАЗ-69.

ГАЗ-19, ГАЗ-19А

ГАЗ-19А
ГАЗ-19А
ГАЗ-19А

В 1955 году построены экспериментальные фургоны ГАЗ-19 и ГАЗ-19А. Они имели полностью цельнометаллический кузов, грузоподъемность 600 кг и привод только на заднюю ось. Автомобиль с литерой А отличался наличием боковых окон. Предполагалось, что машины будут использоваться в качестве развозных или почтовых фургонов, но в серию они так и не пошли.

ГАЗ-50

Внутризаводской тягач Горьковского автозавода

После миграции 69-го в Ульяновск, из задела деталей на ГАЗе собрали несколько десятков укороченных внутризаводских тягачей ГАЗ-50. Колесную базу укоротили до 1800 мм вырезав из рамы полутораметровый фрагмент в районе раздаточной коробки. Двигатель остался стандартный, а вот коробку заменили на четырехступенчатую от ГАЗ-63. Задний мост, сцепление и переднюю балку позаимствовали у ГАЗ-51А. Попутно до 1345 мм укоротили колею, получив тем самым весьма маневренный тягач.

Снегоходы ГАЗ-69

ГАЗ-69 с гусеницами Неждановского
ГАЗ-69 с гусеницами Неждановского
ГАЗ-69 на арочных колесах
ГАЗ-69 на арочных колесах и редукторных мостах
Советский вездеход с колесами-фрезами
Вездеход с колесами-фрезами

На рубеже 50-х — 60-х по инициативе Н.С.Хрущева горьковцы проводили эксперименты примеря различные движители, способные значительно увеличить проходимость по снегу. На ГАЗ-69 в разное время устанавливали гусеницы Неждановского, сверхширокие арочные шины и экзотические колеса-фрезы с опорными лыжами и без них. Серийной реализации эти эксперименты не нашли.