Снегоочиститель ДАК-5 на базе ЗИС-5: чем чистили дороги до войны

Снегоочиститель ДАК-5 на базе ЗИС-5: чем чистили дороги до войны

Снегоуборочные машины для нашей страны — вещь необходимая. Актуальны они сейчас, актуальны они были и 85 лет назад. Одним из самых интересных снегоочистителей довоенной эпохи был двухотвальный ДАК-5 на базе грузового автомобиля ЗИС-5.

ДАК-5

ЗИС-5 ДАК-5

Снегоочиститель ДАК-5 был разработан в Центральном автоэксплуатационном научно-исследовательском институте (ЦАНИИ, ныне НИИАТ) в 1935 году. ДАК-5 представлял собой двухотвальный снегоочиститель с боковым крылом. Монтировался он на ЗИС-5 с помощью соеденительно-толкающей рамы. Снегоочиститель применялся для очистки дорог от свежевыпавшего, неслежавшегося снега толщиной покрова не более 300 мм.

Передняя часть снегоочистителя состояла из двух отвалов из листовой стали толщиной 3-4 мм выгнутых по сложной кривой и сваренных между собой под углом 100°. В месте сварки крепилась пластина — снегорез. На нижней части отвалов находились кромки-ножи. Крепились они с помощью заклепок и при необходимости их можно было сменить. Дополнительную жесткость отвалу придавали балки скрепленные стойками. К машине, а точнее к передней оси, отвал крепился с помощью кронштейна и соеденительно-толкающей рамы. На левом и правом углу по низу отвала находились полозки, а на острие специальная лыжа. В транспортном положении лыжа выдвигалась и приподнимала отвал, в рабочем припускалась и отвал скользил на полозках. При необходимости отвал можно было снять за 12-15 минут.

Довоенный снегоуборщик

По правому борту автомобиля находился дополнительное крыло, которое служило для сдвигания снежных валов образующихся при движении носовой части или дополнительного расширения расчищаемой полосы. В рабочее положение крыло устанавливалось с помощью распорных телескопических труб и механизма подъема.

Общий вес снегоочистителя ДАК-5 составлял 650 кг. Ширина расчистки носовой частью 2200 мм, с боковым крылом 3600 мм. Высота переднего отвала 1020 мм, бокового (по заднему концу) 750 мм. Главным преимуществом автомобильного снегоочистителя, по сравнению с тракторным, была скорость его работы. Так при высоте свежевыпавшего снега в 150 мм, ДАК-5 мог работать на скорости до 25 км/ч. При вдове большой высоте снежного покрова на скорости до 12 км/ч. Выпуск снегоочистителя освоил завод Дормашина из г. Рыбинск. Кстати существует он и по сей день — выпускает асфальтовые катки, автогрейдеры, те же снегоуборщики и другую технику.

ДАК-5

В довоенное время ДАК-5 использовался как аэродромный снегоочиститель, также работал в городах и на загородных дорогах. Словом там где имелась относительно ровная поверхность. Кроме того во время войны он применился для обслуживания ладожского зимника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *