Снегоочиститель ДАК-5 на базе ЗИС-5: чем чистили дороги до войны

Снегоочиститель ДАК-5 на базе ЗИС-5: чем чистили дороги до войны

10 апреля 2021 Выкл. Автор autohs.ru

Снегоуборочные машины для нашей страны — вещь необходимая. Актуальны они сейчас, актуальны они были и 85 лет назад. Одним из самых интересных снегоочистителей довоенной эпохи был двухотвальный ДАК-5 на базе грузового автомобиля ЗИС-5.

ДАК-5

ЗИС-5 ДАК-5

Снегоочиститель ДАК-5 был разработан в Центральном автоэксплуатационном научно-исследовательском институте (ЦАНИИ, ныне НИИАТ) в 1935 году. ДАК-5 представлял собой двухотвальный снегоочиститель с боковым крылом. Монтировался он на ЗИС-5 с помощью соеденительно-толкающей рамы. Снегоочиститель применялся для очистки дорог от свежевыпавшего, неслежавшегося снега толщиной покрова не более 300 мм.

Передняя часть снегоочистителя состояла из двух отвалов из листовой стали толщиной 3-4 мм выгнутых по сложной кривой и сваренных между собой под углом 100°. В месте сварки крепилась пластина — снегорез. На нижней части отвалов находились кромки-ножи. Крепились они с помощью заклепок и при необходимости их можно было сменить. Дополнительную жесткость отвалу придавали балки скрепленные стойками. К машине, а точнее к передней оси, отвал крепился с помощью кронштейна и соеденительно-толкающей рамы. На левом и правом углу по низу отвала находились полозки, а на острие специальная лыжа. В транспортном положении лыжа выдвигалась и приподнимала отвал, в рабочем припускалась и отвал скользил на полозках. При необходимости отвал можно было снять за 12-15 минут.

Довоенный снегоуборщик

По правому борту автомобиля находился дополнительное крыло, которое служило для сдвигания снежных валов образующихся при движении носовой части или дополнительного расширения расчищаемой полосы. В рабочее положение крыло устанавливалось с помощью распорных телескопических труб и механизма подъема.

Общий вес снегоочистителя ДАК-5 составлял 650 кг. Ширина расчистки носовой частью 2200 мм, с боковым крылом 3600 мм. Высота переднего отвала 1020 мм, бокового (по заднему концу) 750 мм. Главным преимуществом автомобильного снегоочистителя, по сравнению с тракторным, была скорость его работы. Так при высоте свежевыпавшего снега в 150 мм, ДАК-5 мог работать на скорости до 25 км/ч. При вдове большой высоте снежного покрова на скорости до 12 км/ч. Выпуск снегоочистителя освоил завод Дормашина из г. Рыбинск. Кстати существует он и по сей день — выпускает асфальтовые катки, автогрейдеры, те же снегоуборщики и другую технику.

ДАК-5

В довоенное время ДАК-5 использовался как аэродромный снегоочиститель, также работал в городах и на загородных дорогах. Словом там где имелась относительно ровная поверхность. Кроме того во время войны он применился для обслуживания ладожского зимника.