ГАЗ-61: первый советский полноприводный легковой автомобиль

ГАЗ-61: первый советский полноприводный легковой автомобиль

17 ноября 2020 0 Автор autohs.ru

ГАЗ-61 можно считать настоящим прорывом отечественной конструкторской школы. В конце 30-х, советские инженеры практически не имели опыта создания легковой полноприводной техники. Да что и говорить, даже в западных странах таких разработок можно было посчитать по пальцам одной руки.

От неудачного ГАЗ-21

ГАЗ-21
Трехосный ГАЗ-21

В конце 1937 года в СССР успешно завершились испытания ГАЗ-21 (не путать с Волгой) — перспективного трехосного пикапа. Автомобиль колесной формулы 6х4 разработал В.А. Грачев — талантливый инженер, который в последствии станет видным конструктором, специалистом по внедорожной технике.

ГАЗ-21 был максимально унифицирован с уже выпускающимися заводом автомобилями. Так двухместная кабина и КПП перекочевали с ГАЗ-АА, переднее оперение, двигатель и мосты с ГАЗ-М-1, а бортовой платформой поделился ГАЗ-4. В целом автомобиль получился неплохим. ГАЗ-21 уверенно передвигался по бездорожью, забирался на 25° подъемы и перевозил до 950 кг груза.

Тем временем, когда вопрос о постановке пикапа на производство был уже решен, Грачев узнал, что в США небольшая фирма Marmon-Herrington выпускает более совершенные полноприводные автомобили 4х4, на базе легковых Форд. И тут Виталий Андреевич решился на очень рисковый поступок. Он написал письмо наркому обороны К.Е. Ворошилову, где прямо заявил, что серийный выпуск ГАЗ-21 считает бесперспективным и нужно заниматься выпуском автомобилей 4х4. Фортуна к конструктору оказалась благосклонной, Грачева не стали наказывать, и даже прислали новенький Marmon-Herrington D2 для изучения.

ГАЗ-61

ГАЗ-61
ГАЗ-61-40 с открытым кузовом

В рекордные сроки, уже в весной 1939 года создали первый прототип. Так как открытый кузов позаимствовали у ГАЗ-11-40, автомобиль получил название ГАЗ-61-40. На первых порах полноприводник оснащался импортным мотором Dodge D5 мощностью 85 л.с. Кроме того из импортных деталей применялись ШРУСы Rzeppa и 16″ колеса с внедорожными шинами Ground grip.

Испытания стартовали летом 1939 года. Первые результаты поразили заводчан. ГАЗ-61-40 на твердом грунте брал подъем в 41°, преодолевал рвы глубиной до 0,5 метра и броды до 0,8 метра. Кроме того внедорожник спокойно разгонялся до 108 км/ч и это с нагрузкой в 500 кг. ГАЗ-61-40 мог буксировать 800 килограммовый прицеп и отличался очень умеренным аппетитом. Средний эксплуатационный расход бензина не превышал 16,5 литров. Совместно с ГАЗ-61 испытания проходил и Marmon-Herrington D2. Причем почти во всех отношениях американская машина показала себя намного хуже.

Советский полноприводный автомобиль 1939 год
Опытный автомобиль перед началом испытаний

Осенью того же года начался второй этап испытаний. На этот раз машину переодели в закрытый кузов от ГАЗ-М-1. На осеннем бездорожье ГАЗ-61 также показал себя только с лучшей стороны. По своим внедорожным качествам он на голову превосходил свой трехосный предшественник, и даже грузовой ГАЗ-ААА не мог составить ему конкуренцию.

Сложности в производстве

Первый советский легковой полноприводный автомобиль на испытаниях

Между тем перед началом серийного производства ГАЗ-61 требовалось решить одну существенную проблему. На тот момент ГАЗ не производил шарниры равных угловых скоростей. Применяли ШРУСы импортного производства фирм Bendix-Weiss и Rzeppa. Причем последние невозможно было производить на заводе из-за отсутствия необходимого оборудования. А вот менее сложные шарниры Bendix-Weiss, делать было возможно. Однако американская фирма лицензию продать не пожелала, и тогда на ГАЗе необходимый узел просто-напросто скопировали, попутно адаптировав под производство на Горьковском автозаводе.

В конце 1940 года, завод собрал первую партию ГАЗ-61-73. К тому времени от кузова открытого типа отказались, в пользу закрытого комфортабельного кузова типа седан от ГАЗ-М-1. Кроме того, теперь машины оснащались отечественным мотором ГАЗ-11 мощностью 76 л.с.

ГАЗ-61-40

Первые автомобили отправились в армию и служили для перевозки высшего командного состава. Такие видные генералы как Жуков Г.К., Рокоссовский К.К. и другие, передвигались именно на ГАЗ-61-73. Всего было выпущено 194 таких автомобилей. Помимо них изготовили около четырех десятков ГАЗ-61-417 в исполнении артиллерийский тягач и два пикапа 61-415.

Начавшаяся война помешала освоить широкий выпуск газовских внедорожников. Тем не менее наработки по 61-му пригодились при разработке ГАЗ-67 и ГАЗ-69. А Виталий Андреевич Грачев получил широкую известность и признание в советских технических кругах.