Вездеходы ЗИЛ: уникальные разработки СКБ завода им. Лихачева

Вездеходы ЗИЛ: уникальные разработки СКБ завода им. Лихачева

Совсем недавно исполнилось 65 лет Отделу по спецтехнике ОГК СТ ЗИЛ, более известному как СКБ (Специальное конструкторское бюро) ЗИЛ. И хотя СКБ, как и завод ныне уже не существуют, созданные там вездеходы ЗИЛ до сих пор поражают своими техническими решениями.

СКБ ЗИЛ

Автозавод ЗИЛ начало 1950-х
Главная аллея завода начало 1950-х

Острую необходимость в автомобильной технике высокой проходимости в СССР осознали еще во время Великой Отечественной войны. Войскам был необходим надежный транспорт, способный доставить личный состав, боеприпасы и другие военные грузы, при сложных погодных условиях и по любым типам дорог.

После окончания войны, автозавод ЗИС — флагман советской автопромышленности, в 1948 году освоил выпуск грузовика ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Первый отечественный грузовик с тремя ведущими мостами получился неплохим, но только не в плане проходимости. Тяжелая машина на узеньких шинах часто вязла и застревала. Тогда в 1952 году, молодой инженер В.Б. Лаврентьев, в качестве эксперимента предложил оснастить 151-й, системой подкачки шин от амфибии ЗИС-485. В.А. Грачев, который работал в то время заместителем главного конструктора, идею поддержал.

БТР-152
БТР-152 оборудованный системой подкачки шин с внешней подводкой

В том же году ЗИС-151 с мостами от амфибии, прошел несложный комплекс испытаний. Модернизированный грузовик с односкатной ошиновкой и подкачкой, продемонстрировал почти в два раза большую силу тяги нежели обычный 151-й. Воодушевленный результатом Грачев обратился к руководству завода с предложением оснастить системой подкачки шин, не только ЗИС-151, но и выпускавшийся полным ходом военный БТР-152.

Однако у этой идеи нашлось довольно много противников. Долгая эпопея со множеством испытаний и наглядной демонстрации БТР-152 с подкачкой, результата не принесли. Тогда Грачев написал письмо непосредственно зам. министру обороны Г.К. Жукову. Внимательно изучив доводы обеих сторон, маршал распорядился провести сравнительные испытания.

Вездеходы ЗИЛ на сравнительных испытаниях 1954 год
Вездеходы ЗИЛ на сравнительных испытаниях автомобилей с подкачкой шин и без, 1954 год

Весной 1954 года испытания состоялись. Вездеходы ЗИЛ-151 и БТР-152 с подкачкой двигались очень уверенно и ни разу не застряли. Чего нельзя было сказать об их конкурентах в лице ГАЗ-63, обычного ЗИС-151 и опытного ЗИС-121Г. Жуков высоко оценил машины Грачева и попросил разработку автомобилей повышенной проходимости не останавливать. Кроме того 25 июня 1954 года вышло постановление Совмина СССР о создании при всех автозаводах специальных КБ по проектированию военной техники. Официально СКБ ЗИС начало работу 7 июля того же года. Его руководителем был назначен Виталий Андреевич Грачев.

Вездеходы ЗИЛ — машины Грачева

ЗИЛ-Э134 Макет №1
ЗИЛ-Э134 Макет №1

Первым заданием для вновь образованного КБ, стала разработка принципиального нового колесного тягача с колесной формулой 8х8. Для отработки компоновки и наработки опыта в 1955 и 1956 году специалисты СКБ собрали два макета ЗИС-Э134. Последний имел герметичный, водоизмещающий кузов и водометный движитель.

Вездеход ЗИЛ-Э134 Макет №2
ЗИЛ-Э134 Макет №2

На макетах Грачев отработал множество новых технических идей. Прежде всего Э134 выделялись равноудаленным расположением ведущих осей и гидромеханической трансмиссией. Макет №2 так и вовсе не имел подвески. Ее функции выполняли эластичные шины. В целом прототипы сослужили неплохую службу, но до серийного колесного тягача надо было проделать еще очень много работы.

Вездеходы ЗИЛ-134
ЗИЛ-134

Следует отметить, что Виталий Андреевич трудился в очень хороших условиях. СКБ ЗИЛ получало отменное финансирование, лучшие кадры, современное оборудование, и полное содействие со стороны руководства. Но и результат был соответствующим. Уже в 1957 году специалисты КБ построили новый восьмиколесный вездеход ЗИЛ-134. По своим внедорожным качествам он превосходил некоторые гусеничные тягачи аналогичного класса. На испытаниях ЗИЛ-134 свободно двигался по снежной целине, болоту, а также мог вплавь преодолевать водные преграды. Как вездеход ЗИЛ-134 получился великолепным, но очень дорогим и ненадежным. Тогда Грачев с командой решили двигаться в сторону более простых и дешевых решений.

Ракетоносцы

Ракетный комплекс 2К6 Луна
Ракетный комплекс 2К6 Луна на базе ЗИЛ-135

Начало 1960-х известно как время бурного развития ракетного вооружения. Новейшие советские ракеты стали достаточно легкими и компактными. Так что идея приспособить их на колесное шасси, буквально витала в воздухе. Тем не менее эту задачу нельзя было назвать тривиальной. Для пусковой установки требовалось шасси обладающее отличной проходимостью, надежностью и грузоподъемностью.

ЗИЛ-135Э
Еще одна уникальная разработка СКБ — ЗИЛ-135Э с электрической трансмиссией с мотор-колесами

В 1959 году В.А. Грачев получил предложение оборудовать свою опытную амфибию ЗИЛ-135 пусковой установкой ракетного комплекса «Луна». Первый опыт получился неудачным, все-таки плавающий транспортер не слишком подходящая для такого рода задач машина. Тем не менее зиловцы получили необходимый опыт, и когда СКБ поручили разработать шасси для крылатой ракеты С-5, специалисты уже знали с чего начинать.

В 1960 году были разработаны два колесных шасси: ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135К. Они имели различную колесную базу, но в остальном широко унифицировались. Кроме того машины получили стеклопластиковые кабины, так как еще с первых пусков выяснилось, что реактивная струя двигателя ракеты деформирует металлическую кабину. Так в СКБ ЗИЛ впервые в мире появился участок стеклопластиков.

ЗИЛ-135ЛМ
ЗИЛ-135ЛМ с пусковой установкой ракетного комплекса «Луна»

На испытаниях ЗИЛ-135Е показал себя лучше, чем автомобиль с литерой К и инженеры сосредоточились на нем. После модернизации 135Е сменил индекс на 135Л и пошел в серийное производство на Брянском автозаводе. В дальнейшем ЗИЛ-135Л оброс множеством модификаций, а серийный выпуск последней из них завершился только в 1995 году. Настолько машина получилась удачной.

Космические вездеходы ЗИЛ

ПЭУ-1
ПЭУ-1

Еще одной яркой страницей в истории СКБ ЗИЛ стали спасательные автомобили серии ПЭУ. В те годы космическая техника была несовершенна, и спускаемые аппараты могли приземлиться с существенным отклонением от расчетной точки. Именно для их эвакуации и была создана ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка) в 1966 году.

ПЭУ-1М
ПЭУ-1М с пассажирским кузовом

Так как операция могла проходить в совершенно непроходимых местах, инженеры СКБ наделили ПЭУ-1 фантастической проходимостью. Вездеход получил огромные колеса диаметром в 1,5 м, герметичный корпус из стеклопластика, легкую алюминиевую раму и бензиновый двигатель мощностью 180 л.с. Благодаря задним управляемым колесам радиус поворота ПЭУ-1 составлял всего 11 метров. ПЭУ-1 оснащался комфортабельной кабиной с автономным отопителем, крановой установкой и водометным движителем для передвижения по воде.

Синяя птица ЗИЛ-4906
«Синяя птица» ЗИЛ-4906

В 1975 году на смену ПЭУ-1 пришел спасительный комплекс «490». Он состоял из двух колесных автомобилей: грузового ЗИЛ-4906 и пассажирского ЗИЛ-49061, а также уникального шнекороторного вездехода ЗИЛ-29061. За характерный окрас машины ласково называли «Синяя птица».

Работал комплекс следующим образом. Максимально близко к месту приземления космонавтов автомобили доставлялись на вертолетах, а от туда шли своим ходом до спускаемой капсулы. Если возможности колесных машин уже не хватало, в дело вступал шнекороторный вездеход с ультимативной проходимостью. Он перевозился в кузове одной из машин. Такая комбинация сделала «Синюю птицу» универсальным спасательным средством, которое не утеряло своей актуальности и в наше время.

ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-2906
Погрузка шнекороторного вездехода ЗИЛ-2906 на ЗИЛ-4906

«Синяя птица» стала последний проектом над которым работал Грачев. В декабре 1978 года он ушел на пенсию, будучи уже пожилым человеком. Тем не менее дело его жило, и СКБ ЗИЛ продолжил разработку уникальной внедорожной техники.

Конец эпохи

После распада СССР СКБ ЗИЛ, как и самому автозаводу пришлось туго. В новых экономических реалиях финансирование разработок значительно уменьшилось. Но и в таких условиях в КБ создали ряд очень интересных машин. Это и трехосный ЗИЛ-132К (ЗИЛ-4972) с равноудаленными мостами, многофункциональный ЗИЛ-3906 по типу немецкого «Unimog», ЗИЛ-49061ГОТ с уникальной гидрообъемной трансмиссией и множество других замечательных машин. Вообще за всю историю СКБ было создано столько интересных разработок, что описать их не хватит и целой книги.

Специалисты бюро накопили огромный опыт в проектировании и испытании не только внедорожной техники, но и двигателей, трансмиссий и других систем и агрегатов. СКБ находилось на острие автоконструкторского прогресса СССР, на всем протяжении своего существования. Тем более грустно осознавать, что все это теперь только история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *