ЗИЛ-135: плавающий вездеход СССР

ЗИЛ-135: плавающий вездеход СССР

23 ноября 2019 0 Автор autohs.ru

В начале 1950-х в СССР начинается создание автомобилей повышенной проходимости нового поколения. В авангарде технической мысли находился СКБ ЗИЛ, во главе с легендарным конструктором В.А.Грачевым. Одним из первых его проектов по этой теме, стал секретный, экспериментальный вездеход ЗИЛ-135 с колесной формулой 8х8.

Путаница с индексами

ЗИЛ-135 советский вездеход амфибия на бездорожье
Общий вид ЗИЛ-135

Предшественник 135-го, ЗИЛ-134 по совокупности характеристик был выдающимся вездеходом. Но серьезные проблемы с надежностью двигателя и высокая стоимость машины, не позволили довести ее до серийного производства. Принимая во внимание негативный опыт, Виталий Андреевич принял решение начать разработку новой машины с чистого листа. Она получила индекс ЗИЛ-137, но в затем ее переименовали в ЗИЛ-135. Однако под этим названием, в серийное производство пошел другой автомобиль, не умеющий плавать. Но обо всем по порядку.

Новая концепция

Неудача с ЗИЛ-134 вытекала из одной серьезной проблемы. В СССР на тот момент не существовало бензинового двигателя необходимой мощности. Поэтому в ЗИЛ-135 Грачев решил установить два двигателя ЗИЛ-123Ф от БТР-152. Они были достаточно надежны и в совокупности выдавали 220 л.с.

Схема трансмиссии ЗИЛ-135
Схема трансмиссии ЗИЛ-135. 1 — ДВС, 2 — гидротрансформатор, 3 — демультипликатор, 4 — КП, 5 — раздаточная коробка, 6 — карданная передача, 7 — бортовой редуктор, 8 — водомет, 9 — колесный редуктор, 10 — колесо, 11 — ШРУС

Двигатели располагались в моторном отсеке за кабиной. Трансмиссия была организована по оригинальной бортовой схеме. Другими словами, каждый двигатель обслуживал собственную пару колес с одного борта. Кроме того в задней части машины находились два водомета, которые работали в паре каждый со своим мотором.

По сравнению с предшественником, инженеры несколько упростили конструкцию ЗИЛ-135. Вездеход лишился дорогостоящей торсионной подвески, а также механической лебедки.

Корпус экспериментального вездехода был сконструирован с расчетом на преодоление серьезных водных преград. Он был изготовлен из профилированных балок и обшит стальными листами. Кроме того специалисты СКБ незначительно заострили профиль днища, что дало преимущество при движении не только по воде, но и бездорожью.

Амфибия на испытаниях

Амфибия СССР
ЗИЛ-135 на воде

В октябре 1958 года, СКБ ЗИЛ изготовил первый опытный образец ЗИЛ-135. В том же году он отправился на дорожные испытания в Подмосковье.

Благодаря высокому дорожному просвету в 500 мм, шинам с низким удельным давлением на грунт (до 0,4 кг/см2 в зависимости от накачки) и автоматической коробке передач, при движении по дорогам с мягким грунтом вездеход показал себя очень хорошо. Он уверенно преодолевал рвы шириной до 2,5 метров, рытвины и канавы.

На воде 135-й также чувствовал себя неплохо. Скорость движения на спокойной воде достигала 10 км/ч. К тому же благодаря водометным движителям, вездеход сохранял полную силу упора, вплоть до касания колес берега.

По требованию военных

Ракетный комплекс 2К6 Луна
Ракетный комплекс 2К6 Луна на базе ЗИЛ-135

Тем временем, в конце 1950-х, военные активно подыскивали шасси для своего нового ракетного комплекса «Луна». Успехи ЗИЛ-135 на предварительных испытаниях сильно заинтересовали ракетчиков и они предложили оборудовать вездеход пусковой установкой, Грачев согласился.

Для прохождения государственных испытаний вездеход получил индекс ЗИЛ-135Б, и летом 1959 года отправился своим ходом на установку ракеты из Москвы в Сталинград. После чего проходил испытания на ракетном полигоне и реке Дон. При попытке форсировать реку, ЗИЛ-135Б чуть не перевернулся. Стало понятно, что амфибия с громоздкой ракетой, утратила водоходные качества.

В конченом итоге, на основе ЗИЛ-135 был создан новый автомобиль, но уже сухопутный. Впоследствии кроме базового шасси ЗИЛ разработал более 20 модификаций 135-го, в том числе полноценную мореходную амфибию ЗИЛ-135П.

Технические характеристики ЗИЛ-135

Типколесная амфибия
Годы выпуска1958
Колесная формула8х8
Тип двигателябензиновый L8 (2 шт.)
Мощность двигателя, (суммарная) л.с.110 (220)
Объем двигателя, см35560
Приводполный
Колесная база, мм2000+1500+2000
Длина, мм8575
Ширина, мм2705
Высота, мм2460
Снаряженная масса, кг9500
Грузоподъемность, кг5000
Max. скорость на суше км/ч55
Max. скорость на воде км/ч10