ЗИЛ-135: плавающий вездеход СССР
23 ноября 2019В начале 1950-х в СССР начинается создание автомобилей повышенной проходимости нового поколения. В авангарде технической мысли находился СКБ ЗИЛ, во главе с легендарным конструктором В.А.Грачевым. Одним из первых его проектов по этой теме, стал секретный, экспериментальный вездеход ЗИЛ-135 с колесной формулой 8х8.
Путаница с индексами
Предшественник 135-го, ЗИЛ-134 по совокупности характеристик был выдающимся вездеходом. Но серьезные проблемы с надежностью двигателя и высокая стоимость машины, не позволили довести ее до серийного производства. Принимая во внимание негативный опыт, Виталий Андреевич принял решение начать разработку новой машины с чистого листа. Она получила индекс ЗИЛ-137, но в затем ее переименовали в ЗИЛ-135. Однако под этим названием, в серийное производство пошел другой автомобиль, не умеющий плавать. Но обо всем по порядку.
Новая концепция
Неудача с ЗИЛ-134 вытекала из одной серьезной проблемы. В СССР на тот момент не существовало бензинового двигателя необходимой мощности. Поэтому в ЗИЛ-135 Грачев решил установить два двигателя ЗИЛ-123Ф от БТР-152. Они были достаточно надежны и в совокупности выдавали 220 л.с.
Двигатели располагались в моторном отсеке за кабиной. Трансмиссия была организована по оригинальной бортовой схеме. Другими словами, каждый двигатель обслуживал собственную пару колес с одного борта. Кроме того в задней части машины находились два водомета, которые работали в паре каждый со своим мотором.
По сравнению с предшественником, инженеры несколько упростили конструкцию ЗИЛ-135. Вездеход лишился дорогостоящей торсионной подвески, а также механической лебедки.
Корпус экспериментального вездехода был сконструирован с расчетом на преодоление серьезных водных преград. Он был изготовлен из профилированных балок и обшит стальными листами. Кроме того специалисты СКБ незначительно заострили профиль днища, что дало преимущество при движении не только по воде, но и бездорожью.
Амфибия на испытаниях
В октябре 1958 года, СКБ ЗИЛ изготовил первый опытный образец ЗИЛ-135. В том же году он отправился на дорожные испытания в Подмосковье.
Благодаря высокому дорожному просвету в 500 мм, шинам с низким удельным давлением на грунт (до 0,4 кг/см2 в зависимости от накачки) и автоматической коробке передач, при движении по дорогам с мягким грунтом вездеход показал себя очень хорошо. Он уверенно преодолевал рвы шириной до 2,5 метров, рытвины и канавы.
На воде 135-й также чувствовал себя неплохо. Скорость движения на спокойной воде достигала 10 км/ч. К тому же благодаря водометным движителям, вездеход сохранял полную силу упора, вплоть до касания колес берега.
По требованию военных
Тем временем, в конце 1950-х, военные активно подыскивали шасси для своего нового ракетного комплекса «Луна». Успехи ЗИЛ-135 на предварительных испытаниях сильно заинтересовали ракетчиков и они предложили оборудовать вездеход пусковой установкой, Грачев согласился.
Для прохождения государственных испытаний вездеход получил индекс ЗИЛ-135Б, и летом 1959 года отправился своим ходом на установку ракеты из Москвы в Сталинград. После чего проходил испытания на ракетном полигоне и реке Дон. При попытке форсировать реку, ЗИЛ-135Б чуть не перевернулся. Стало понятно, что амфибия с громоздкой ракетой, утратила водоходные качества.
В конченом итоге, на основе ЗИЛ-135 был создан новый автомобиль, но уже сухопутный. Впоследствии кроме базового шасси ЗИЛ разработал более 20 модификаций 135-го, в том числе полноценную мореходную амфибию ЗИЛ-135П.
Технические характеристики ЗИЛ-135
Тип | колесная амфибия |
---|---|
Годы выпуска | 1958 |
Колесная формула | 8х8 |
Тип двигателя | бензиновый L8 (2 шт.) |
Мощность двигателя, (суммарная) л.с. | 110 (220) |
Объем двигателя, см3 | 5560 |
Привод | полный |
Колесная база, мм | 2000+1500+2000 |
Длина, мм | 8575 |
Ширина, мм | 2705 |
Высота, мм | 2460 |
Снаряженная масса, кг | 9500 |
Грузоподъемность, кг | 5000 |
Max. скорость на суше км/ч | 55 |
Max. скорость на воде км/ч | 10 |