Японский автопром в «золотую эпоху» 1980-1990 гг

Японский автопром в «золотую эпоху» 1980-1990 гг

22 ноября 2019 0 Автор autohs.ru

Мы продолжаем изучать историю развития автомобильной промышленности Страны восходящего солнца. На очереди самый интересный этап — японский автопром с 1980-1990 гг.

Начало 80-х боссы японских компаний встретили с оптимизмом. Продажи по всему миру были на подъеме, но существовало и несколько проблем. Японские компании были известны тем, что производили очень качественные автомобили, но внешний вид их был скучен, а в модельном ряду не доставало спортивных и люксовых машин. Решение этих проблем позволило бы расширить присутствие японских автомобилей во многих сегментах рынка.

Развитая экономика и богатое население

Японский автопром
Япония, конец 1970-х

Экономические реформы начатые еще в 60-х дали свои плоды. По темпам экономического развития (ВНП), Япония в 1966 году опередила Великобританию, ФРГ и Францию в 1967 году, а в 1970-м вышла на третье место, сразу за США и СССР.

Росла не только тяжелая промышленность, но и электроника, робототехника, химическая промышленность и т.д. Словом все те отрасли без которых построить лучший в мире автомобиль невозможно. Кроме того стремительно богатело местное население, что позволило успешно продавать дорогие высокотехнологичные автомобили. Средняя цена легкового автомобиля возросла с 1,1 млн иен до 1,6 млн иен.

Тойота МР2 первого поколения 1984 года
На рынок вышли спортивные и доступные автомобили из Японии. На фото Toyota MR2

Наряду с традиционными компактными автомобилями, в модельном ряду появились люксовые и спортивные модели. Так как местный покупатель оказался весьма искушен, производители конкурировали между собой и предлагали все больший набор опций. Многоклапанный двигатель с турбонаддувом, полноуправляемое шасси 4WS, полный привод, климатическая система и многое другое, можно было встретить в японских машинах тех лет.

Японский автопром как символ качества

Реклама автомобилей Тойота, 1980-е
Реклама Тойоты 1980-х годов, особое внимание уделялось качеству автомобилей

Между тем стратегия по повышению надежности и качества также никуда не делась. Наоборот она была возведена на новый уровень, подкрепляясь широкими рекламными пиар-компаниями по всему миру. Как тут не вспомнить знаменитые тесты на затопляемость автомобилей Toyota.

Сверхнадежность была отличительной чертой японских машин тех лет, и даже сегодня термин «японское — значит качественное», для многих все еще актуален.

Премиум автомобили

Первый Лексус
Первый Lexus LS 400 в США, 1989 год

Еще одним вектором развития стало создание люксовых брендов. Так в 1986 году Хонда основала премиум-подразделение Acura, в 1989 году Тойота создала бренд Lexus, а Ниссан — Infiniti. Новые компании призваны были конкурировать с автомобилями высокого класса из США и Германии. Во многом стратегия удалась, премиальные японские машины оказались успешны и сейчас по продажам Лексус занимает 4 место среди всех представительских брендов.

Что в итоге?

В 1989 году Япония произвела 13 млн автомобилей, из них на экспорт отправилось 6 млн, а это 46% машин. В целом японцы достигли своих целей. К началу 90-х японский автомобиль считался очень надежным, комфортным, богато оснащенным и доступным транспортным средством!

Если подитожить, то японский автопром стал одним из лучших в мире не сам по себе. Планомерная и продуманная работа инженеров, маркетологов и правительства, сделала Японию мощнейшей автомобильной державой на долгие годы вперед, но не навсегда… Однако это уже совсем другая история.