История японского автопрома

История японского автопрома

11 октября 2019 2 Автор autohs.ru

Автомобильная промышленность Японии представляет собой одну из мощнейших в мире отраслей производства. Такому успеху предшествовали годы планомерного и продуманного развития. О том как начиналась история японского автопрома, читайте в этой статье.

Трудные 1950-е

После окончания войны, Япония находилась в очень тяжелом положении. Промышленность разрушена, дороги отсутствовали, а бедное население могло позволить себе разве что велосипед. Главная автомобилестроительная компания страны — Toyota, стояла на грани банкротства, в 1950 году ей удалось выпустить всего 300 машин!

история японских автомобилей
Токио 1958 год

Для выхода из кризиса компания взяла кредит на жестких банковских условиях. Согласно этим требованиям фирма провела масштабные сокращения, которые вызывали большое недовольство профсоюзов. Ситуация тяжелейшая. Но война в Корее подарила неожиданный шанс — армия США заключила крупный контракт на закупку 4679 грузовиков и последующее их обслуживание. Тойота была спасена.

В 1955 году японское правительство ввело ограничения на ввоз импортных автомобилей. Японские производители вдохнули полной грудью и нарастили выпуск техники, в основном коммерческих автомобилей и мотоциклов. Годом ранее в 1954 году прошел первый Токийский автосалон, который заронил зерно японской автомобильной культуры.

1960-е становление автопромышленности

subaru 360
Subaru 360 доступный и экономичный автомобиль, стал идеальным для Японии 60-х

Тем временем дела на внутреннем рынке стали налаживаться, но к началу 1960-х японский автопром все еще не воспринимали в серьез. На экспорт приходилось всего 3,1 % произведенных в стране автомобилей. Репутация также сильно хромала, японцев воспринимали как плагиаторов не способных создать собственный автомобиль. Между тем такая репутация возникла не на пустом месте. При разработке Toyota AA 1936 года, японские инженеры не стеснялись копировать своих американских коллег вплоть до взаимозаменяемости некоторых деталей.

Тем не менее производители понимали, что внутренний рынок растет не так быстро и необходимо налаживать экспорт автомобилей в западные страны, особенно в США. В октябре 1957 года Тойота открыла первый дилерский центр в Голливуде. Спустя год удалось продать 287 седанов Toyota Crown и 1 внедорожник Land Cruiser. В 1959-м вслед за Тойотой пришла Хонда (пока как производитель мотоциклов), а еще через год Ниссан. Начало было положено.

Toyota в США - история японского автопрома
Первый дилерский центр японской компании в США

За десятилетие японцам удалось закрепиться в нише дешевых и простых автомобилей. При этом качество вышло на довольно высокий уровень. Параллельно компании развивались не только на рынке США, но и Европе.

К 1965 году по количеству выпущенных автомобилей Тойота стала 11-м по величине автопроизводителем в мире, а Ниссан 14-м. В суммарном объеме к середине 60-х, Япония производила автомобилей больше чем Франция! Но это было только начало.

1970-е — японский автопром выходит на новый уровень

toyota corolla 1971
Toyota Corolla 1971 года

Настоящий подарок японцам принес нефтяной кризис 1973 года. За счет высоких цен на бензин, спрос на тяжелые и прожорливые американские автомобили рухнул. В отличие от них производители из Страны восходящего солнца могли предложить качественные, экономичные, а главное надежные машины. Особым спросом пользовались Toyota Corolla и Corona, Nissan(Datsun) 1200 и Honda N600.

В 1975 году Toyota стала ведущим экспортером импортных автомобилей в США, превзойдя Volkswagen! А к 1979 году в мире ежегодно продавалось более 2 млн японских машин! Казалось бы о большем нельзя и мечтать, но история японского автопрома только начиналась.

Вторая часть: о японском автопроме 80-х и 90-х годов.