Toyota AA: первый серийный автомобиль Тойота
31 декабря 2019В октябре 1936 года из ворот завода в городе Коромо, принадлежащего японской компании Toyota Industries Corporation, выехал первый серийный легковой автомобиль Toyota AA. Это событие стало знаковым для японского автопрома.
Японский автопром 1930-х
Автомобильная промышленность Европы и США к середине 1920-х годов представляла собой мощную отрасль, способную выпускать автомобили сотнями тысяч штук. Тем временем японский автопром находился лишь на начальном этапе своего развития и составить конкуренцию зарубежным компаниям попросту не мог. Автомобильный парк Японии тех лет в основном представляли американские автомобили Ford и GM.
В этой ситуации Киичиро Тойода — сын основателя Toyoda Automatic Loom Works хорошо понимал, что автомобили это перспективный, прибыльный и стратегически важный для страны бизнес. Поэтому в 1933 году он решает создать собственную автомобильную компанию.
Первая Тойота
В мае 1935 года было построено три опытных автомобиля под индексом A1. Спустя год после небольшой доработки внешнего вида, начиналось серийное производство первого легкового автомобиля Тойота, но уже под названием Type AA (позднее просто AA).
Понимая, что часто обновлять свои модели у молодой компании не получится, при разработке модели AA Тойода ориентировался на самые передовые решения, которые применялись на автомобилях из США. К примеру внешний вид до степени смешения напоминал новинку 1934 года DeSoto Airflow от Chrysler.
Как и заокеанский аналог Тойота AA имела обтекаемый дизайн и цельнометаллический кузов. Всего несколько автофирм в мире выпускали автомобили с таким кузовом. Но из-за малого станочного парка и отсутствия необходимых пресс-форм, многие кузовные детали в Японии производились вручную. Кроме того в отличие от встроенных в переднюю облицовку фар DeSoto, на Тойоте применялись устаревшие внешние фары.
Конструкция Toyota AA
В технической части влияние американского автопрома также было очевидно. Тойота АА — классический автомобиль тех лет с передним расположением двигателя и задним приводом. Шасси выполнено без изысков — с расчетом на плохие дороги инженеры установили зависимые подвески спереди и сзади на листовых рессорах. А вот тормозная система применялась современная гидравлическая.
В Toyota AA применялся 6-цилиндровый рядный двигатель Type A. Он был скопирован с американских моторов Chevrolet Stovebolt первого поколения. Интересно, что первоначально Киичиро Тойода планировал наладить выпуск более мощных двигателей Ford V8. Но они были дороже в производстве и от это идеи пришлось отказаться. Как бы то ни было рядная шестерка Шевроле, стала хорошим выбором. Мотор получился надежным и тяговитым, с ним полуторатонная Toyota AA, могла разгоняться до 100 км/ч. Впоследствии он с различными доработками выпускался вплоть до 1950-х годов.
Двигатель был сблокирован с механической трехступенчатой коробкой передач. Причем вторая и третья передачи имели синхронизаторы.
Хотя по американским меркам первая Тойота считалась автомобилем среднего класса, оснащена она была неплохо. Японцы тщательно позаботились о комфорте пассажиров, причем с местным колоритом. К примеру передняя панель изготавливалась из дерева Кейяки, которое применялось при строительстве храмов.
Toyota AA — первый и неудачный
Между тем если судить с коммерческой точки зрения, Toyota AA оказался неудачным автомобилем. Его высокая цена в 3350 иен не позволяла ему конкурировать с дешевыми американскими машинами. Кроме того Япония готовилась к войне и ей требовались грузовые и военные автомобили и постепенно в стране стало не до легковых машин.
В конечном итоге до 1942 года было изготовлено всего 1404 автомобилей. Все они были уничтожены во время войны или немного позднее. Кроме одного, который обнаружился в России, но это уже другая история.
Технические характеристики Toyota AA
Тип кузова | 4-дверный седан |
---|---|
Годы выпуска | 1936-1942 |
Тип двигателя | L6 OHC |
Объем двигателя, см3 | 3389 |
Мощность л.с. | 65 |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2850 |
Длина, мм | 4785 |
Ширина, мм | 1730 |
Высота, мм | 1736 |
Снаряженная масса, кг | 1500 |