
Chrysler Airflow: первый обтекаемый автомобиль
23 июля 2023Chrysler Airflow — это одна из первых попыток создать привлекательный автомобиль с аэродинамически совершенным кузовом. Попытка эта вышла крайне неудачной и создала большие убытки компании Крайслер…
Аэродинамичный кузов
Согласно легенде проект будущего Airflow родилась случайно в 1927 году, после беседы главного инженера Chrysler Карла Брира с прославленным летчиком, одним из создателей первого самолета, Орвиллом Райтом. Тот поведал Бриру свои соображения по поводу оптимальной формы автомобиля с минимальным сопротивлением воздуху, и даже нарисовал эскиз машины больше напоминавшей каплю воды нежели транспортное средство. Брир всерьез заинтересовался идеей создания такого автомобиля и в 1930 году вместе с коллегами и Орвиллом Райтом, провел серию экспериментов в ходе которых испытал в аэродинамической трубе около 50 масштабных моделей. Результаты оказались шокирующими. Выяснилось что все популярные американские автомобили того времени имели минимальное сопротивление воздушному потоку при движении… задним ходом. Другими словами все выступающие части в виде радиатора и плоского лобового стекла, оказались менее эффективны с точки зрения аэродинамики, чем округлая профилированная корма.
Chrysler Airflow
В 1932 году результаты испытаний оформились в макетный прототип Trifon, а уже в январе 1934 года родился Chrysler Airflow. Он был построен по всем правилам обтекаемости известным на то время. Автомобиль получил округлый массивный передок с дугообразной решеткой радиатора и интегрированными эллиптическими фарами. Хвостовая часть также приняла скругленные формы, а задние колесные арки примерили аэродинамические щитки.
Помимо эффектной внешней формы автомобиль обладал и другими техническими новинками. Вместо тяжелой лонжеронной рамы на нем установили изящную раму с двойным выгибом сваренную вместе с трубчатым каркасом кузова. Скругленный «нос» потребовал сдвинуть двигатель вперед и разместить его под наклоном. В результате удалось немного понизить уровень пола и увеличить внутреннее пространство и без того немаленького 6-местного салона. Кроме того Airflow получил удлиненные передние рессоры придавшие машине мягкий и устойчивый ход. Удачную компоновку подтвердила отличная развесовка в соотношении 54:46. Для сравнения типичные американские автомобили того времени имели распределение веса в соотношении 35:65, что делало их крайне сложными в управлении на скользких покрытиях.
Chrysler Airflow получил сразу пять вариантов двигателей. Самый легкий и простой 6-цилиндровый мотор объемом 4 л мощностью 93 л.с. устанавливался в экспортной модификации CY (в США такая машина выпускалась под брендом DeSoto). Основу линейки составили две 8-цилиндровые версии CU (4,9 л, 122 л.с.) и CV (5,3 л, 130 л.с.) с 2- и 4-дверными кузовами. Вдобавок предлагались длиннобазный 130-сильный Chrysler Airflow CX на 6-8 посадочных мест и самый роскошный 8-местный лимузин CW оборудованный двигателем объемом 6,3 л мощностью 150 л.с. Особенностью последней версии стало невероятно дорогое и сложное в производстве цельногнутое лобовое стекло. Стоимость автомобилей колебалась от 1625$ за скромный DeSoto до 5145$ за представительский лимузин Custom Imperial.
Слишком авангардный для своего времени
Премьера Chrysler Airflow произвела большой ажиотаж. У одних автомобиль вызывал полное восхищение, у других прямо противоположное мнение. Поначалу казалось, что автомобиль сможет найти своих покупателей, ведь на дебютном Нью-Йоркском автосалоне Крайслер сумел собрать 20 тыс. предзаказов. Однако по мере появления серийной модели энтузиазм публики практически сошел на нет. За первый год удалось реализовать всего 13 940 автомобилей ДеСото и 11 239 Крайслеров, тогда как основные конкурирующие модели собирали десятки тысяч продаж. Конкуренты хихикали, а Крайслер отчаянно пытался пробудить интерес к своей машине.
В 1935 году Airflow немного обновился внешне и получил независимую переднюю подвеску и новую 4-ступенчатую коробку передач с автоматическим овердрайвом. Рестайлинг не помог и два года спустя фирма внесла новые косметические изменения, на деле окончательно испортившие внешний вид автомобиля. В 1937 году технически совершенный, но сделанный без учета вкуса покупателей автомобиль сошел со сцены, нанеся компании Крайслер многомиллионные убытки. Всего за четыре года было выпущено 55 тыс. машин.