Первый Токийский автосалон: как зарождалась автокультура Японии
11 октября 2019Первый Токийский автосалон прошел в апреле 1954 года. Всего через 9 лет после окончания войны, проводить крупную автомобильную выставку, когда рядовой японец может позволить себе максимум велосипед — утопия? Не совсем.
Для того чтобы оживить продажи машин на внутреннем рынке, Ютака Катаяма большой поклонник автомобилей и по совместительству главный маркетолог компании Ниссан, уговорил ключевые компании Японии провести крупную автовыставку. Поначалу переговоры шли со скрипом, но пробивному Катаяме все же удалось уговорить коллег.
20 апреля 1954 года в парке Хибия в Токио открылся первый Токийский автосалон. The 1st Tokyo Motor Show — это официальное название и писалось оно на английском языке. Сами японцы называли мероприятие — Zen-Nihon Jidosha, что можно буквально перевести как «Всеяпонский автосалон». Логотипом выставки Катяма выбрал стелу на котором в греческом стиле была изображена фигура человека. Он поворачивал большое колесо, что символизировало способность человека двигаться вперед, несмотря на трудности.
Автомобили Токийского автосалона 1954 года
Всего на выставке было представлено 267 транспортных средств. Из них легковых машин было только 17. Преобладание грузовиков и мотоциклов можно понять, Япония активно отстраивалась и больше всего нуждалась в коммерческом транспорте. Но бедное население мечтало о личном автомобиле. Таким образом Токийский автосалон позволил хоть немного приблизиться к мечте и вселил надежду на то, что в будущем каждый японец сможет позволить себе личный автомобиль.
Вот как описывает свои чувства японец, попавший на автосалон будучи еще молодым парнем:
Я пошел с братом в первый день, на входе выстроилась огромная очередь. Но нам было безразлично какой она длины, мы хотели поскорее попасть за ворота. Внутри нас ожидало великое разнообразие машин, они стояли на различных стендах, краска их блестела и переливалась на солнце. Мне больше всего приглянулся Hillman Minx.
Уверен, как и я, многие люди, которые пришли в парк в этот день, почувствовали, что несмотря на то, что сейчас мы не можем позволить себе автомобиль, когда-нибудь наша мечта осуществится. В этот день мы стали немного ближе к удивительному миру автомобилей. Это была сильнейшая мотивация.
На выставке можно было найти такие автомобили как: Toyopet Super RH, Renault 4CV, Hillman Minx, Austin A40, Prince Sedan AISH, Datsun Passenger Delux, Ohta Sedan.
Несмотря на весенние дожди и грязевые дорожки в парке, за 9 дней выставку посетило около 550 тысяч человек. Таким образом первый Токийский автосалон, не только послужил важным этапом в становлении японской автопромышленности и популяризации автомобилей, но и заложил крепкие семена автомобильной культуры Японии.