Toyota Corolla AE86: история культового автомобиля
21 ноября 2019В мае 1983 года в автосалоны Японии поступила новая модель Toyota Corolla с заводским индексом AE86. Тогда еще никто не знал, что этот автомобиль станет культовым для всех поклонников автоспорта, иконой дрифта, звездой кинофильмов и аниме-сериалов.
Заднеприводная компоновка — краеугольный камень успеха
В марте 1972 года в модельном ряду Тойоты впервые появились спортивные модификации Toyota Corolla под именем Sprinter Trueno и Levin. По технической части автомобили были полностью идентичны. Имелись лишь незначительные внешние отличия в виде оформления передней облицовки и задних фонарей. Trueno и Levin позиционировались как спортивные модели и активно участвовали в ралли, причем с немалым успехом.
В начале 80-х, следуя общемировой тенденции, Тойота начинает постепенно отказываться от заднего привода. В 1979 году японцы инициировали разработку переднеприводной Toyota Corolla пятого поколения под индексом E80. Однако в случае с Levin и Trueno они решили сохранить заднеприводную компоновку. И, как покажет история, это стало чертовски верным решением.
Хачироку
Новая модель под индексом AE86 была основана на платформе Corolla TE71 предыдущего поколения. Под руководством талантливого инженера Нобуаки Катаямы, специалисты немного обновили шасси: модернизировали подвеску и установили дисковую тормозную систему. Но главное, под капотом АЕ86 прописался передовой двигатель нового поколения — 4A-GE. Это первый четырехцилиндровый мотор японской компании с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами (DOHC). Кроме того, он был оснащен инновационной системой изменения геометрии впускного коллектора T-VIS и инжекторной системой питания.
Двигатель 4A-GE мощностью 124 л.с. обладал «крутильным» характером с красной зоной на отметке 7400 об/мин. Вдобавок мотор обладал очень большим потенциалом для доработок и высокой надежностью.
Toyota Corolla AE86 получилась легкой и быстрой машиной. Журналисты отмечали, что на ходу «Хачироку» ощущается намного более мощным автомобилем, а за острое и точное рулевое управление прозвали машину: «200-сильный карт». Кстати, прозвище «Хачироку», автомобиль получил за свой индекс: на японском число 8 звучит как «hachi», а 6 — как «roku».
Toyota Corolla AE86 в поп-культуре и дрифте
В конце 1980-х в Японии зародился новый вид нелегальных уличных гонок под названием дрифт. Зачастую они проходили на горных серпантинах, повороты в которых проходились в управляемом заносе. В подобных условиях заднеприводная 86-ая с блокировкой межколесного дифференциала показывала себя великолепно. Кроме того, практически идеальное распределение веса (53% на передней оси и 47% на задней) делало «Хачироку» идеальной машиной для дрифта. Пустить AE86 в идеальный занос было не просто, но те, кому это удавалось, впоследствии достигали в дрифте небывалых высот. К примеру, непревзойденный мастер дрифта Кэйити Цутия начинал именно с 86-ой. Он настолько проникся к ней уважением, что называл «Хачироку» не иначе как королевой дрифта.
Однако ошеломительный взлет популярности Toyota Corolla AE86 произошел не из-за дрифта (хотя без него и не обошлось). В 1998 году в Японии вышел анимационный сериал Initial D, повествующий о нелегальных гонщиках-дрифтерах. В нем главный герой Такуми Фудзивара днем занимался доставкой, а вечером — участием в уличных гонках на «Хачироку». Анимэ стало очень популярным в Японии и привлекло повышенное внимание к машине главного героя.
Как следствие, рост популярности АЕ86 немедленно отразился на ее стоимости. После выхода аниме-сериала цены на машину начали расти, достигнув совсем уж неприличных значений. Этот феномен получил название «налог Такуми».
Навсегда в истории
Тойота Королла АЕ86 является одним из самых выдающихся японских автомобилей. Его успехи в автоспорте, дрифте и поп-культуре придали ему статус культового. В 1987 году модель сошла с производства. Всего было выпущено 35 тысяч Sprinter Trueno и 66 тысяч Levin.
Технические характеристики Toyota Corolla AE86
Тип кузова | 2-дверное купе, 3-дверный хэтчбек |
---|---|
Годы выпуска | 1984-1987 |
Тип двигателя | L4 DOHC |
Объем двигателя, см3 | 1600 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) JP spec | 4A-GEU (124) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2400 |
Длина, мм | 4204 |
Ширина, мм | 1626 |
Высота, мм | 1336 |
Снаряженная масса, кг | 925 (купе) 940 (хэтчбек) |
Легенда