
ЗИЛ-132 РС 6х6: опытный грузовик СССР для сельского хозяйства
17 ноября 2019Попытки разработать грузовик высокой проходимости для народного хозяйства в СССР предпринимались еще с начала 1960-х. Во многих районах страны уборочные и посевные работы проводились в очень сложных дорожных условиях, где эффективность стандартных грузовиков была крайне мала. Другими словами, агропрому требовался грузовик повышенной проходимости. Так началась история опытного ЗИЛ-132 РС.
Предпосылки создания
Наглядно необходимость в полноприводных транспортных машинах показала уборочная кампания в Винницкой области, прошедшая осенью 1974 года. В результате сильных дождей вывоз сахарной свеклы с полей был сильно затруднен. К примеру, серийные грузовики ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и др. попросту не могли добраться до места загрузки без помощи тракторов. На выручку колхозникам Московский автозавод отправил свои опытные амфибии ЗИЛ-49042. Подобным образом завод решил не только помочь в уборке, но и оценить проходимость машин в реальных условиях.
Между тем, амфибии зарекомендовали себя очень хорошо. Машины уверенно преодолевали осеннюю распутицу, там, где грузовики и сельхозтехника уже теряли подвижность. К примеру, ЗИЛ-49042 был способен передвигаться в колее глубиной до 400 мм со скоростью до 18 км/ч. Более того, амфибия отлично справлялась с буксировкой груженых грузовиков и прицепов.
Оценив эффективность ЗИЛ-49042 в уборочной компании, с одобрения Министерства автомобильной промышленности, специалисты ЗИЛ начали работу над сельскохозяйственным грузовиком с колесной формулой 6х6.
ЗИЛ-132 РС, армейский грузовик для народного хозяйства
Работы над машиной стартовали в 1975 году. Для их удешевления специалисты приняли решение строить грузовик на основе экспериментального армейского ЗИЛ-132Р. Однако, в отличие от него, предусматривалась широкая номенклатура модификаций, от самосвала до седельного тягача.
ЗИЛ-132РС представлял собой трехосный полноприводный грузовик с равноудаленными мостами. Вкупе с управляемыми задними колесами, такая компоновка обеспечивала отличную проходимость и маневренность.
В передней части машины находилась трехместная стеклопластиковая кабина. Сразу за ней — бензиновый V8 ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Он был сблокирован с 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Трансмиссия собрана по традиционной для таких машин бортовой схеме с межбортовым блокируемым дифференциалом.
Испытания и перспективы
ЗИЛ-132РС проходил испытания с ноября 1975 года. На первом этапе грузовик с прицепом работал в карьере, где перевозил песок. Без каких-либо проблем автопоезд массой 12 тонн поднялся по крутому подъему карьера и разгрузился. Также ЗИЛ перевозил различные грузы по асфальтовым дорогам. В ходе общего пробега длиной более 5 тыс. км выяснилось, что средний расход топлива составлял 78 л/100 км, а с прицепом — 101 л/100 км. К примеру, Урал-375Д в аналогичной ситуации показывал 79 и 108 л на 100 километров.
Как и упоминалось выше, на экспериментальный ЗИЛ имелась возможность устанавливать различные кузова и сельхоз оборудование. Кроме того, готовилась версия ЗИЛ-132РМ с дизельным мотором мощностью 185 л.с. Но планам не суждено было осуществиться. Примерно в то же время НАМИ готовил свой полноприводный сельскохозяйственный грузовик под индексом 0215 (будущий КАЗ-4540). Кроме того, у Московского завода не имелось свободных мощностей для производства ЗИЛ-132. В конечном итоге, в 1978 году проект был закрыт.
Технические характеристики ЗИЛ-132 РС
Тип | трехосный грузовик |
---|---|
Годы выпуска | 1975 |
Колесная формула | 6х6 |
Тип двигателя | бензиновый V8 |
Мощность двигателя, л.с. | 180 |
Объем двигателя, см3 | 7000 |
Привод | полный |
Колесная база, мм | 2500+2100 |
Длина, мм | 7480 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 2650 |
Снаряженная масса, кг | 7090 |
Грузоподъемность, кг | 5000 |