ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода
01 ноября 2019Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, решал сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел. ЗИЛ-135П с поэтичным названием «Дельфин», разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х.
Конструкция ЗИЛ-135П
О том, чтобы получить в свои руки универсальную транспортную амфибию, советские военные задумались сразу после окончания войны. По их заказу были созданы такие машины как легкий ГАЗ-46 или более крупный ЗИС-485. Однако им требовался еще более крупная и грузоподъемная амфибия, с хорошей устойчивостью на воде. С заказом решили обратиться на Московский автозавод, к легендарному В.А.Грачеву.
К работе зиловцы приступили в 1961 году, взяв за основу длиннобазное четырехосное шасси от ЗИЛ-135К. Причем для того, чтобы вписать его в огромный корпус будущей амфибии, колею пришлось увеличить на 200 мм доведя ее до 2,5 метров. Кроме того специалисты существенно пересмотрели компоновку ЗИЛ-135К и перенесли оба двигателя в заднюю часть платформы. Благодаря такому решению отбор мощности для гребных винтов происходил непосредственно с носка коленчатого вала каждого из моторов. При этом привод колес осуществлялся по классической для 135-й серии бортовой схеме.
Стеклопластиковый корпус амфибии разрабатывался с расчетом на обеспечение высоких мореходных качеств. Так еще на первых этапах проектирования, модели корпуса проходили гидродинамические испытания в бассейне ЦНИИ Крылова. Благодаря этому ЗИЛ-135П стал самой быстроходной колесной амфибией в мире, с феноменальной для такого класса машин мореходностью в 4 балла.
В передней части ЗИЛ-135П находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ней отсек для десанта из 22 человек или 5 тонн груза. В корме находился моторный отсек с двумя двигателями ЗИЛ-375Я мощностью по 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135П не имел рамы и подвески. Несущую функцию выполнял прочный корпус, а плавность движения обеспечивали высокоэластичные шины диаметром в 20 дюймов.
Испытания и закрытие проекта
После проверочных испытаний на Москве реке, амфибия отправилась на морские испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года ЗИЛ-135П впервые вышел в море. Интересно, что военные моряки на безе которых и проводились испытания к машине отнеслись очень пренебрежительно. Но ЗИЛ-135П показал себя только с лучшей стороны. Амфибия уверенно передвигалась при волнении в 5 баллов, чем немало удивила скептиков. Кроме того «Дельфин» самостоятельно выбирался на берег с береговым припаем до 15 см.
Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибии и работы по проекту продолжились. Но к сожалению ненадолго. В 1969 году проект закрыли. По официальной причине из-за отсутствия производственных мощностей, а по не официальной из-за высокой стоимости готовых машин. Тем не менее опыт в постройке ЗИЛ-135П пригодился конструкторам при проектировании амфибий серии ПЭУ-1.
Технические характеристики ЗИЛ-135П
Тип | колесная амфибия |
---|---|
Годы выпуска | 1965 |
Колесная формула | 8х8 |
Тип двигателя | бензиновый V8 (2 шт.) |
Мощность двигателя, (суммарная) л.с. | 180 (360) |
Объем двигателя, см3 | 7000 |
Привод | полный |
Колесная база, мм | 3000+1600+3000 |
Длина, мм | 13800 |
Ширина, мм | 3150 |
Высота, мм | 3100 |
Снаряженная масса, кг | 14000 |
Грузоподъемность, кг | 5000 |
Max. скорость на суше км/ч | 65 |
Max. скорость на море км/ч | 16,4 |