ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

01 ноября 2019 0 Автор autohs.ru

Этот уникальный грузовик амфибия побил несколько мировых рекордов, решал сложнейшие транспортные задачи, но в серию так и не пошел. ЗИЛ-135П с поэтичным названием «Дельфин», разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х.

Конструкция ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135 Плавающий
ЗИЛ-135П и БТР-60П

О том, чтобы получить в свои руки универсальную транспортную амфибию, советские военные задумались сразу после окончания войны. По их заказу были созданы такие машины как легкий ГАЗ-46 или более крупный ЗИС-485. Однако им требовался еще более крупная и грузоподъемная амфибия, с хорошей устойчивостью на воде. С заказом решили обратиться на Московский автозавод, к легендарному В.А.Грачеву.

К работе зиловцы приступили в 1961 году, взяв за основу длиннобазное четырехосное шасси от ЗИЛ-135К. Причем для того, чтобы вписать его в огромный корпус будущей амфибии, колею пришлось увеличить на 200 мм доведя ее до 2,5 метров. Кроме того специалисты существенно пересмотрели компоновку ЗИЛ-135К и перенесли оба двигателя в заднюю часть платформы. Благодаря такому решению отбор мощности для гребных винтов происходил непосредственно с носка коленчатого вала каждого из моторов. При этом привод колес осуществлялся по классической для 135-й серии бортовой схеме.

Стеклопластиковый корпус амфибии разрабатывался с расчетом на обеспечение высоких мореходных качеств. Так еще на первых этапах проектирования, модели корпуса проходили гидродинамические испытания в бассейне ЦНИИ Крылова. Благодаря этому ЗИЛ-135П стал самой быстроходной колесной амфибией в мире, с феноменальной для такого класса машин мореходностью в 4 балла.

Советская амфибия Дельфин
ЗИЛ-135П Дельфин

В передней части ЗИЛ-135П находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ней отсек для десанта из 22 человек или 5 тонн груза. В корме находился моторный отсек с двумя двигателями ЗИЛ-375Я мощностью по 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135П не имел рамы и подвески. Несущую функцию выполнял прочный корпус, а плавность движения обеспечивали высокоэластичные шины диаметром в 20 дюймов.

Испытания и закрытие проекта

ЗИЛ-135П Дельфин
ЗИЛ-135П в ходе морских учений

После проверочных испытаний на Москве реке, амфибия отправилась на морские испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года ЗИЛ-135П впервые вышел в море. Интересно, что военные моряки на безе которых и проводились испытания к машине отнеслись очень пренебрежительно. Но ЗИЛ-135П показал себя только с лучшей стороны. Амфибия уверенно передвигалась при волнении в 5 баллов, чем немало удивила скептиков. Кроме того «Дельфин» самостоятельно выбирался на берег с береговым припаем до 15 см.

ЗИЛ Дельфин на испытаниях
Прочный корпус позволял валить деревья без каких либо проблем

Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибии и работы по проекту продолжились. Но к сожалению не надолго. В 1969 году проект закрыли. По официальной причине из-за отсутствия производственных мощностей, а по не официальной из-за высокой стоимости готовых машин. Тем не менее опыт в постройке ЗИЛ-135П пригодился конструкторам при проектировании амфибий серии ПЭУ-1.

Технические характеристики ЗИЛ-135П

Типколесная амфибия
Годы выпуска1965
Колесная формула8х8
Тип двигателябензиновый V8 (2 шт.)
Мощность двигателя, (суммарная) л.с.180 (360)
Объем двигателя, см37000
Приводполный
Колесная база, мм3000+1600+3000
Длина, мм
13800
Ширина, мм3150
Высота, мм3100
Снаряженная масса, кг14000
Грузоподъемность, кг5000
Max. скорость на суше км/ч65
Max. скорость на море км/ч16,4