
ЗИС-Э134: первый экспериментальный вездеход СКБ ЗИЛ
08 февраля 202025 июня 1954 года Совет министров СССР поручил создать на ряде автозаводов специальные конструкторские бюро — СКБ. На Московском автозаводе, СКБ возглавил талантливый и опытный конструктор Виталий Андреевич Грачев. В задачи новой организации прежде всего входило создание перспективных грузовых автомашин сверхвысокой проходимости. Первым подобным проектом стал экспериментальный восьмиколесный грузовик ЗИС-Э134.
ЗИС-Э134 Макет №1
К началу 1950-х армии требовался новый многоцелевой автомобиль колесной формулой 8х8, который бы превзошел по внедорожным способностям все имеющиеся на вооружении автомобили аналогичного класса. Вдобавок новая машина должна была перевозить не менее 6 тонн груза и буксировать прицеп такой же массы.
Ситуация осложнялось тем, что специалисты СКБ не имели опыта проектирования подобных машин. Как следствие Грачев решил отработать новые конструкторские решения на ходовых макетах, первый из них, так и назвали — ЗИС-Э134 Макет №1.
Опытный Э134 был готов в августе 1955 года. Тягач отличался широким применением серийных деталей. К примеру кабину и КПП инженеры позаимствовали у ЗИС-150, мосты от бронетранспортера ЗИС-152В, карданные валы и многие другие компоненты у ЗИС-151 и ЗИС-110. Двигатель перекочевал с ЗИС-150, но был основательно модернизирован. Благодаря внедрению новых блока цилиндров, системы впуска и ГБЦ, его мощность удалось увеличить до 130 л.с.
Реализация полноприводного восьмиколесного шасси потребовала от инженеров применить ряд нестандартных решений. Прежде всего специалисты укоротили на 600 мм стандартную раму ЗИС-150, и усилили ее путем вварки дополнительных угловых элементов. Коробку отбора мощности расположили над третьим мостом, а его в свою очередь развернули назад относительно четвертого. Спереди находились два поворотных моста. Для повышения удобства управления, ЗИС-Э134 оснастили гидроусилителем руля от автопогрузчика ЛЗА.
Полевые испытания
Макет №1 отправился на испытания в августе 1955 года. Первый пробег состоялся от Москвы в сторону Минска. В ходе него тягач прошел около тысячи километров по дорогам с твердым покрытием. В таком режиме расход бензина составлял от 59 до 64 л на 100 км. При этом тягач показал хорошую устойчивость при движении по шоссе, в том числе и на максимальной скорости в 60 км/ч.
Осенью того же года ЗИС-Э134 проходил испытания на болотах Раменского района Московской области. По трясине глубиной в 0,6 м тягач с загрузкой прошел не более 15 м, а без нее вдвое больше. Тем не менее такая проходимость испытателей не устроила, и они установили под днищем деревянный поддон. С ним тягач смог преодолеть расстояние в 20 м.
После установки поддона испытатели стали экспериментировать с давлением воздуха в шинах. Опытным путем установили оптимальное давление для движения по заболоченной местности — 0,2-0,3 кг/см2.
Испытания на болоте показали, что наибольшей проходимостью обладают вездеходы с гладким днищем без выступающих частей и большим дорожным просветом.
Общие итоги
Между тем серийное производство ЗИС-Э134 никогда не предполагалась. Автомобиль использовался как испытательный стенд, и с этой задачей справился на отлично. Специалисты Московского автозавода смогли опередить общую концепцию многоколесных вездеходов, оптимальную мощность двигателя, тип трансмиссии и многие другие параметры. В будущем благодаря полученному опыту специалисты СКБ ЗИС во главе с В.А. Грачевым создадут множество великолепных машин повышенной проходимости.
Технические характеристики ЗИЛ-Э134 Макет №1
Тип | четырехосный грузовик |
---|---|
Годы выпуска | 1955 |
Колесная формула | 8x8 |
Тип двигателя | бензиновый, L6 |
Мощность двигателя, л.с. | 130 |
Объем двигателя, см3 | 5560 |
Привод | полный |
Колесная база, мм | - |
Длина, мм | 6584 |
Ширина, мм | 2284 |
Высота, мм | 2581 |
Снаряженная масса, кг | 7000 |
Грузоподъемность, к | 3000 |