СУ-76М (СУ-15) и другие самоходные артиллерийские установки ГАЗ

СУ-76М (СУ-15) и другие самоходные артиллерийские установки ГАЗ

14 мая 2021 0 Автор autohs.ru

Как и многие автозаводы Советского Союза в годы войны Горьковский автозавод был переориентирован на выпуск военной продукции. ГАЗ серийно выпускал самоходные артиллерийские установки СУ-76М — самую массовую САУ времен войны. Кроме того конструкторы завода разрабатывали и другие самоходки, причем весьма интересные.

ГАЗ-71 (СУ-71), ГАЗ-72 (СУ-72)

ГАЗ-71
ГАЗ-71

В 1942 году Главное бронетанковое управление (ГАБТУ) обратилось к Горьковскому автозаводу с просьбой создать легкую артиллерийскую установку с пушкой калибра 76-мм. ГАЗ уже имел опыт по выпуску и модернизации легких танков Т-60 и Т-70, поэтому от работы отказываться не стал.

Осенью 1942 года были построены три экспериментальных САУ ГАЗ-71 (конструктор В.А.Соловьев) и одна зенитная самоходная установка ГАЗ-72 (конструктор А.С.Маклаков). Обе машины базировались на удлиненном и основательно переделанном шасси танка Т-70. Задние звездочки приводили в движение спаренная силовая установка из двух моторов ГАЗ-202, суммарной мощностью 140 л.с. Основным вооружением ГАЗ-71 являлась 76-мм пушка ЗИС-3, а ГАЗ-72 оснащалась 37-мм зенитной пушкой 61-К.

В серию машины не пошли ввиду низкой надежности и неудовлетворительной боевой эффективности.

ГАЗ-15-126 (СУ-76М, СУ-15)

СУ-76М
СУ-76М

Тем не менее опыт по созданию ГАЗ-71 горьковцам пригодился. В 1943 году КБ ГАЗ поручили модернизировать неудачную САУ СУ-76 разработанную на кировском заводе №38.

Ведущий конструктор Владимир Алексеевич Дедков серьезно перекомпоновал машину и использовал силовую установку ГАЗ-203 от танка Т-70. Она представляла собой тандем из двух последовательно спаренных двигателей ГАЗ-202. Такое решение позволило значительно увеличить надежность силовой установки. Ходовая часть была практически полностью аналогична танку Т-70, разве что удлинена на один каток.

СУ-76М СУ-15

В целом СУ-76М получилась компромиссной, со множеством достоинств и недостатков. В войсках машину хвалили за отличную маневренность и легкий вес. САУ могла с легкостью преодолевать бездорожье недоступное для более тяжелой техники. С другой стороны низкая масса машины была обусловлена ее слабым противопульным бронированием. Как бы то ни было СУ-76М (СУ-15) успешно выпускалась на ГАЗе вплоть до 1945 года. Всего завод выпустил 9133 самоходок.

ГАЗ-74 (СУ-74Б), ГАЗ-74Д (СУ-74Д)

ГАЗ-74Д
ГАЗ-74Д

Параллельно с освоением СУ-76М, на ГАЗе велась разработка истребителя танков — ГАЗ-74. Ведущим конструктором машины назначили Александра Сергеевича Маклакова.

САУ с однотипным сварным бронекорпусом закрытого типа без башни, отличалась рациональными углами наклона листов и низким силуэтом. В качестве основного вооружения использовалась опытная противотанковая пушка 1-С-57 калибром 57 мм. Вдоль правого борта маховиком вперед располагался форсированный до 104 л.с. двигатель ЗИС-16. Кроме того на ГАЗе собрали еще одну самоходку ГАЗ-74Д оснащенную ленд-лизовским дизелем фирмы GMC на 110 л.с., 76-мм пушкой Ф-34 и усиленным бронированием в лобовой части.

Машины получились достаточно перспективные, но к тому времени их орудия уже считались малоэффективными и в серию они не пошли.

ГАЗ-75

Эксперементальные САУ ГАЗ-75 СУ-85
ГАЗ-75

Очевидным развитием горьковских самоходок стало улучшение их боевой эффективности путем установки более мощных пушек. В 1944 году на базе ГАЗ-74Д в Горьком собрали экспериментальную САУ ГАЗ-75 (конструктор И.В.Гавалов) с 85-мм пушкой Д-5-С.

В моторном отделении в кормовой части располагался двигатель-тандем ГАЗ-203 мощностью 140 л.с. С ним боевая машина массой в 15 т могла разгоняться до 37 км/ч. При сопоставимой с СУ-85 (САУ на базе Т-34) огневой мощью, газовская самоходка была вдвое легче, а ее лобовая броня в 82 мм — вдвое толще.

Тем не менее постановку на производство ГАЗ-75 признали нецелесообразной, так потребовалась бы серьезная перестройка мощностей завода.

ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)

СУ-85А
ГАЗ-15А (СУ-85А)

После отказа от принципиально новой самоходки ГАЗ-75, газовцы занялись усовершенствованием СУ-76М путем установки на нее 85-мм пушки Д-5-С. Опытный образец, постройки 1944 года, получил обозначение ГАЗ-15А (конструктор В.С.Соловьев).

Новая пушка потребовала модернизации ходовой части. Шасси усилили путем установки дополнительных рессор к торсионам передних и задних катков, а вместо поддерживающих катков установлены склизы.

В ходе дальнейшего совершенствования машины, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный до 160 л.с. двигатель ГАЗ-203Ф.

САУ в серию не пошла, к моменту завершения испытаний война уже закончилась.

Самоходные артиллерийские установки ГАЗ

С самого начала войны автостроители из Горького занимались разработкой, модернизацией и постройкой в общем-то непрофильной для себя техники. Впрочем, как и многие другие автозаводы Советского Союза.

Как бы то ни было конструкторы ГАЗа вынесли для себя огромный опыт, который пригодился им при создании новых, уже сугубо мирных машин. Но об этом поговорим в следующий раз.