Грузовики Ford на службе вермахта

Грузовики Ford на службе вермахта

В отечественной историографии как-то не принято вспоминать, что множество американских компаний способствовало к приходу к власти Адольфа Гитлера. Между тем даже крупнейший автопромышленник Генри Форд имел активные контакты с нацистским правительством, а завод в Кельне массово выпускал грузовики Ford для вермахта.

Ford-Werke AG

Грузовики Ford-Werke AG

К началу 1920-х автомобильная империя Генри Форда окрепнув на родине, начала активную экспансию за пределы США. Германия как одна из ключевых европейских стран не стала исключением. В 1924 году Форд открыл офис продаж своих автомобилей в Берлине, а спустя год — 18 августа 1925 года он зарегистрировал фирму Ford Motor Company Aktiengesellschaft. На первых порах компания занималась сборкой легковых автомобилей Ford из американских машинокомплектов. Предприятие активно развивалось и в 1930 году состоялась закладка крупного завода в Кельне, а спустя год он дал первую продукцию — это был грузовой Ford Model AA.

Почти с самого начала немецкие Ford начали поступать на вооружение. К 1939 году завод в Кельне выдавал почти 18 тысяч автомобилей в год. Причем все они уже имели 100% локализацию. Тем временем другая фирма из США — General Motors, владела стопроцентной долей компании Opel. Фактически основу грузового автопарка вермахта к началу войны составляли автомобили, косвенно или напрямую, имевшие отношение к американскому капиталу. Всего же вклад Ford в довоенную гитлеровскую экономику оценивается в немалые 17,5 млн. долларов!

Грузовики Ford

С 1939 по 1945 год немецкий завод Форд поставил в вермахт около 50 тысяч грузовых автомобилей. Таким образом в немецкой армии грузовики Ford стали вторыми по массовости, после автомобилей Opel.

Ford G917T (G997T)

Грузовики Ford G917T
Ford G917T

В самом востребованном классе грузоподъемностью в три тонны Форд представляли четыре модели. С 1939 года в войска поступил Ford G917T. Он переставлял собой немного модифицированный под военные стандарты коммерческий грузовик с колесной формулой 4х2 и двухскатной ошиновкой задней оси. Под округлым капотом скрывался бензиновый 3,6-литровый двигатель V8 мощностью 90 л.с. Он был сблокирован с четырехступенчатой МКПП. Грузовик оснащался цельнометаллической, либо упрощенной с брезентовой крышей кабиной, сплошным или двусоставным ветровым стеклом и овальной фальшрадиаторной решеткой. За кабиной находилась деревянная платформа с высокими бортами.

Ford G997T
Ford G997T

До 1941 года в войска поступило около 20 тысяч Ford G917T, пока на смену ему не пришел Ford G997T оснащенный более мощным 95-сильным V8 объемом 3,9 л. Таких машин в вермахт попало не очень много, около 6 тысяч.

Ford V3000S (3000A)

Форд V3000S
Трофейный Ford V3000S, Румыния 1944 год

С 1941 Форд-Кельн приступил к производству грузовика Ford V3000S. От предшественника он отличался измененным оперением с заостренной решеткой радиатора, удлиненной на 26 мм колесной базой и увеличенной до 3300 кг грузоподъемностью. Машина оснащалась все тем же 3,9-литровым мотором Ford V8 на 95 л.с. Однако работал он в паре с новой пятиступенчатой МКПП, за счет чего был немного экономичнее чем Ford G997T. Тем не менее на фоне того же Opel Blitz, который на шоссе потреблял 25-27 л бензина, Ford V3000S с расходом 30-32 л не отличался умеренным аппетитом. С 1943 года небольшими партиями в войска начал поступать полноприводный Ford V3000A с двухскатной ошиновкой задней оси и двухступенчатой раздаточной коробкой.

Форд Maultier
На базе Ford V3000S изготовили около 14 тысяч полугусеничных грузовиков Sd.Kfz.3 Maultier

Грузовики Ford 3000-серии выпускались до самого окончания войны. Всего в общей сложности их выпустили в количестве 24868 единиц: 24110 — Форд V3000S и 758 — Форд V3000A.

В немецкой армии грузовики Форд особо не жаловали. Машины не отличались особой надежностью. Чаще всего ремонта требовал капризный двигатель V8, годный для коммерческой техники, но мало приспособленный для эксплуатации на войне.

Грузовики Ford по разные стороны конфликта

Во время Второй мировой войны сложилась уникальная ситуация, когда воющие армии использовали грузовики одной марки, хоть и разных моделей. И речь идет не только про СССР на стороне которого тяжелую лямку войны тянули полуторки ГАЗ-АА (то бишь Ford Model AA), и не про нацистскую Германию с вышеописанными машинами. Автомобили Форд помимо американской армии использовались в Великобритании, Франции, Польше и многих других странах участниках конфликта. Во многих из них были свои сборочные предприятия фирмы Форд. В общем как говорил один небезызвестный киногерой: «Ничего личного — это просто бизнес».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *