История автобусов Greyhound

История автобусов Greyhound

30 мая 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Greyhound (в переводе «борзая») — это американская компания, автобусы которой колесят по Соединенным Штатам вот уже добрую сотню лет! Ранее все ее автобусы имели характерную внешнюю форму с серебристыми гофрированными бортами и имели славу далеко за пределами США…

Автобусная компания Greyhound

Автобусы Грейхаунд
Еще до войны компания выстроила сеть автобусных терминалов по всей стране, где можно было приобрести билет и отдохнуть перед поездкой

Фирма Greyhound (Грейхаунд) берет свое начало от небольшой транспортной компании Mesaba Transportation Company (MTC), образованной четырьмя шведскими иммигрантами в штате Миннесота в 1914 году. Изначально она занималась перевозкой шахтеров на местные рудники, но довольно скоро расширила свою деятельность и начала осуществлять пассажирские перевозки к близлежащим городам и поселкам. В 1918 году в ее активе находилось 18 автобусов, а годовой доход составлял 40 тыс. долларов. Все последующие годы фирма MTC за счет покупки небольших автобусных фирм активно развивалась и в 1928 году превратилась в крупнейшего национального автоперевозчика с годовым оборотом в 6 млн долларов. Год спустя в распоряжение фирмы попала экскурсионная компания Gray Line Worldwide, после чего руководители MTC сменили свою вывеску на более звучную — The Greyhound Corporation и перенесли головной офис из города Дулута (Миннесота) в Чикаго (Иллинойс).

Фирменные автобусы серии Supercoach

Yellow Coach Z-250
Первый специализированный автобус Greyhound Z-250 вышел на маршрут в 1930 году

В начале своей деятельности Грейхаунд использовала самые разнообразные автобусы, но после появления сети автомобильных дорог — «интерстейтов», фирма перешла на использование специализированных междугородних автобусов. Они были изготовлены по специальному заказу силами чикагской компании Yellow Coach Manufacturing и получили уникальный двигатель с гильзовым газораспределением и рамное шасси с огромной колесной базой в 6350 мм. Мотор автобуса Yellow Coach Z-250 не имел клапанов, а открытием и закрытием каналов впуска и выпуска заведовали движущиеся внутри цилиндров гильзы с прорезанными в них отверстиями. В те годы подобные агрегаты встречались на многих престижных автомобилях (Minerva, Panhard-Levassor, Stearns-Knight и др.) и славились очень плавной, практически бесшумной работой. Однако из-за сложного привода гильз приемлемой надежностью они не отличались, поэтому со временем все бесклапанные моторы были заменены на обычные. Впрочем, это не помешало Yellow Coach стать главным поставщиком автобусов для Greyhound, причем все они получили оригинальные названия и собственные эмблемы в виде бегущей борзой.

Greyhound Supercoach 743
Все автобусы Greyhound имели фирменную окраску и неизменную эмблему с бегущей борзой. На фото Supercoach 743

В 1936 году на междугородние маршруты вышел Greyhound Supercoach (719) — новейший автобус, который получил ряд революционных идей: заднее расположение двигателя и кузов монокок с силовым каркасом из стали и алюминия. Но настоящий фурор произвел появившийся годом позднее Supercoach (743). Он оборудовался 6-цилиндровым 2-тактным дизелем GM и впервые в мировой практике получил вентиляционную установку с системой кондиционирования. Обе машины выделялись необычным округлым дизайном с характерными горизонтальными прорезями на бамперах, застекленной кормой и высокой подоконной линией. Такой она стала из-за багажного отделения, расположенного под полом в центральной части кузова. В салоне комфорт пассажиров обеспечивали удобные регулируемые сиденья с высокой спинкой и матовые плафоны ночного освещения. 37-местная серия Supercoach получилась очень удачной, как следствие, фирма Greyhound закупила сразу 1,5 тыс. этих машин.

Greyhound Silversides
Знаменитый Silversides получил свое название неспроста

В 1938 году на смену 743-й модели пришла машина с индексом 1206. Она ознаменовала новую эпоху в истории Greyhound и получила емкое народное название — Silversides («серебряные бока»). Появилось это прозвище неспроста. Дело в том, что в конце 1930-х к созданию фирменных автобусов Грейхаунд привлекли известного промышленного дизайнера Раймонда Лоуи, который спроектировал самобытную и привлекательную машину с характерным для того времени стилем арт-деко. На ее бортах находились гофрированные панели из алюминия, а на глухом переднем фасаде красовались крупные горизонтальные молдинги и круглые приборы головного света. Сзади образ дополняли огромные жалюзи моторного отсека и оригинальный сигнал с надписью STOP. Все эти дизайнерские решения оказались настолько удачными, что автобусы в подобной стилистике в США выпускались вплоть до середины 1990-х! Автобус поступил на производство в 1941 году и выпускался до начала 1948 года. Вся серия насчитывала около десятка моделей отличающихся количеством посадочных мест, оснащением и типом двигателя.

Greyhound Scenicruiser

GMC Scenicruiser
Scenicruiser

В 1944 году фирма Yellow Coach Manufacturing влилась в состав корпорации General Motors и приступила к проектированию нового магистрального автобуса. В то время GM занимался изготовлением не только автомобилей, но и железнодорожных составов. Как раз один из таких — Train of Tomorrow, концерн и представил в 1947 году. «Поезд будущего», помимо гофрированных бортов, имел застекленные надстройки на крышах вагонов, откуда пассажиры могли наслаждаться окрестностями. Собственно, этот поезд и вдохновил автобусных конструкторов на создание очередной модели, получившей название Scenicruiser.

Это был поистине огромный (12,2 м в длину, 2,44 м в ширину) магистральный лайнер, комфорт в котором находился на небывалом для автобусной техники уровне. Greyhound Scenicruiser получил необычную «полуторапалубную» компоновку, в которой часть салона находилась на первом уровне, а другая возвышалась над крышей и имела переднее остекление. Серийный Scenicruiser оборудовался кондиционером и туалетом, а труд водителя облегчал гидроусилитель руля. На первой палубе находилось 10 посадочных мест, на второй — 33. Сзади под пассажирским отсеком располагалось гигантское багажное отделение объемом 9,7 м3.

Greyhound Scenicruiser PD-4501
В автобусе с трехосным шасси ведущей была только одна — средняя

В основании столь впечатляющей машины лежало трехосное шасси с пневматическими подвесками и единственной ведущей средней осью. Так как подходящих по мощности дизелей у GM на тот момент не имелось, силовую установку Scenicruiser конструкторы скомпоновали из двух 6-цилиндровых 2-тактных моторов суммарной мощностью 320 л.с. Их синхронная работа достигалась при помощи гидравлической муфты, а от нее крутящий момент через однодисковое сцепление с электромагнитным приводом передавался на частично синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач с делителем. Такая связка стала решением компромиссным и в будущем подкинула много проблем, но в момент своего дебюта Greyhound Scenicruiser считался едва ли не самым совершенным междугородним автобусом в мире.

Большие проблемы

GM 6-71 Engine
Главной проблемой Сценикруизера стала спаренная силовая установка

Новый автобус сделал значительную рекламу фирме Грейхаунд и подстегнул интерес к внутреннему туризму. Всего компания заказала у GM изготовление партии в 1 тыс. единиц, однако довольно скоро выяснилось, что Scenicruiser является машиной очень капризной, не соответствующей традиционно высокому уровню сервиса Greyhound. Связка из двух маломощных моторов себя не оправдала: агрегаты имели низкую согласованность в работе, были сложны в ремонте и обслуживании. Кроме того, кузов Сценикруизера оказался недостаточно прочным и шел трещинами в районе задних шпангоутов.

Все эти проблемы создали напряженность в отношениях между Greyhound и General Motors, и вскоре пути этих фирм разошлись. В 1958 году Грейхаунд приобрел канадскую компанию Motor Coach Industries, и все последующие автобусы выпускались на ее мощностях. Что же касается самих Сценикруизеров, почти все они были перестроены силами компании Marmon-Herrington. Она усилила кузов, обновила салон, вместо двухмоторной силовой установки установила 8-цилиндровый 318-сильный мотор Detroit Diesel, а взамен старой коробки — 4-ступенчатую «механику» Spicer. Вся эта реконструкция заняла несколько лет и обошлась Greyhound в 10 млн долларов!

Новая эпоха

Greyhound Supercruiser MC-6
Следующим наиболее узнаваемым автобусом Greyhound стал Supercruiser MC-6

Классическими машинами, выпущенными MCI, стали автобусы серии MC с двух- и трехосными шасси и крупными алюминиевыми кузовами пассажировместимостью 50 человек. Наиболее известным в этой серии стал автобус МС-6 с автоматической трансмиссией Allison, выполненный в крайне необычном дизайне. Он выпускался до 1967 года и носил название Greyhound Supercruiser. Кроме него в серии отметились и более простые машины под именами МС-7 Freighter и Combo, МС-8 Americruiser, МС-9 Crusader.

Prevost X3-45
Так выглядит современный автобус Greyhound изготовленный канадской компанией Prevost

К началу 1980-х компания Greyhound находилась на пике своего величия. В ее автопарке находилось 3800 автобусов, которые обслуживали 60% всех междугородних линий в стране. В следующем десятилетии в связи с развитием авиаперевозок влияние Грейхаунд несколько ослабло. Сейчас во владении компании находятся 1700 машин, которые ежегодно перевозят около 18 млн пассажиров. Классические «гофрированные» автобусы находились в эксплуатации до середины 2000-х, а в наше время основу парка Greyhound составляют трехосные автобусы фирмы Prevost, входящей в состав корпорации Volvo.