Какой был расход топлива у советских грузовиков?
29 января 2021Топливо в Советском Союзе стоило относительно недорого. Тем не менее вопросов разумного использования и его экономии никто не отменял. Конструкторам ставились задачи по повышению экономичности своих машин, для эксплуатационников выпускались нормативные документы, водителям же предоставлялись методички и памятки по данному вопросу. В общем работа велась и немалая. Но какой был контрольный расход топлива советских грузовиков?
ЗИЛ-130
ЗИЛ-130 легендарный грузовик СССР. Он поступил в массовое производство в 1964 году и выпускался до 2010 года. Всего было выпущено 3,38 млн этих грузовиков, что делает ЗИЛ-130 третьим по массовости (после ГАЗ-51 и ГАЗ-53) советским грузовиком.
ЗИЛ-130 представлял собой заднеприводный грузовой автомобиль с бензиновым V8 объемом 6 л и мощностью 150 л.с. Для него Московский автозавод приводил следующий расход:
- контрольный расход при движении на скорости 60 км/ч составлял 29 л/100 км. В тех же условиях, но при скорости 30-40 км/ч — 27 л/100 км.
Следует пояснить, что контрольный расход всегда производится летом на исправном автомобиле с полной нагрузкой при движении по ровному асфальтовому шоссе с постоянной скоростью.
Средний эксплуатационный расход был конечно же выше — 37,5 л/100 км по данным завода. Между тем норматив Госплана от 1983 года приводил усредненную норму расхода бензина для ЗИЛ-130 в 31 л/100 км. На ее основе рассчитывался эксплутационный расход для автомобилей каждого конкретного предприятия. Он учитывал климатические условия, состояние подвижного состава, дорог, нагрузки и многих других факторов.
ГАЗ-51А
Первый послевоенный грузовик Горьковского автозавода поступил в производство в 1946 году. Машина получилась очень удачная и выносливая. Она оснащалась карбюраторным мотором ГАЗ-51 мощностью 70 л.с. В 1955 году грузовик претерпел модернизацию и получил индекс ГАЗ-51А. Для него Горьковский завод приводил следующие данные по расходу бензина:
- контрольный расход топлива ГАЗ-51А при скорости 30-40 км/ч — 20 литров на 100 км
Также завод приводил фактический расход топлива в различных режимах эксплуатации:
- 22-24 л/100 км по ровному шоссе на скорости 60 км/ч
- 25-26 л/100 км по городу с 2-3 остановками на 1 км пути
- 50-60 л/100 км по тяжелому бездорожью на 1-2 передачах с нагрузкой в 2 тонны
Для полноты картины заглянем в постановление Совмина СССР от 1960 года, который приводил базовый расхода бензина для ГАЗ-51А в 23 литра на 100 км.
ГАЗ-53А
Третье поколение среднетоннажных грузовиков — ГАЗ-53 Горьковский автозавод освоил в 1964 году. Новый грузовик по своим эксплутационным показателям на голову превосходил своего предшественника ГАЗ-51.
ГАЗ-53 был надежней, экономичней и комфортабельней. Кроме того он имел большую на 500 кг грузоподъемность, новый 115-сильный двигатель V8, трансмиссию и подвеску. Почти сразу автомобиль был усовершенствован и уже в июне 1965 года с конвейера стал сходить ГАЗ-53А с увеличенной до 4 тонн грузоподъемностью.
С новым двигателем ГАЗ-53А получился весьма динамичным. По шоссе, да с полной нагрузкой он мог разогнаться до 86 км/ч. При этом двигатель повышенной мощности не мог не повлиять на экономичность машины:
- контрольный расход ГАЗ-53А составлял 24л/100 км
Интересно, что согласно вышеозначенному госплановскому нормативу расход для автомобиля составлял 25 л на 100 км.
Расход топлива других советских грузовиков
Следует всегда помнить, что расход топлива зависит от условий эксплуатации автомобиля, его технической исправности и навыков водителя. Поэтому проще всего ориентироваться по контрольному расходу.
Модель | Расход, л/100 км |
---|---|
ГАЗ-53-03 | 21 |
УАЗ-451Д | 12 |
МАЗ-200 | 32 |
МАЗ-500 | 22 |
Урал-377 | 50 |
КрАЗ-219Б | 55 |
КрАЗ-222Б | 60 |
ГАЗ-66 | 24 |
ЗИЛ-157К | 42 |
Нормативный расход грузовиков – хорошо, но в реальной экономике СССР была масса приписок и отсюда у водителей образовывались излишки левого бензина, но до 1977 года спроса на него практически не было и его сливали в канавы и ручьи. Однако, когда цены на бензин подняли вдвое в 1977-м, а в 1981-м – ещё вдвое (т.е. вчетверо за за 4 года!), чёрный рынок бензина (из баков госмашин в баки частников) образовался самый обширный. Государство начало с этим «явлением» широко бороться: в журналах (прежде всего «За рулём»), доказывая, что А-76 портит «жигулёвские» моторы, а также начало красить государственный бензин в разные цвета, чтобы ОБХСС могло отловить и незаконных продавцов и незаконных покупателей. Этому очень способствовало введение в 1980-м бело-чёрных номеров с раздельным буквенным кодом – так легче было отловить частника на АЗС для госмашин, заправлявшегося по купленным на чёрном рынке талонам. Поэтому бензин сливали преимущественно на стороне. Во времена дефицита начала 1990-х это уже была обычнейшая практика, причём, частники иногда бензин брали даже дороже госцены (40 копеек за литр АИ-93 и 30 копеек за литр А-76). Дальше началась гиперинфляция, но и рыночные отношения, так что эксплуатировать перевозящие воздух среднетоннажники ГАЗ и ЗИЛ с расходом в 40-50 литров на сотню стало разорительно. Отсюда и популярность ГАЗели, которая тоже малым расходом не отличалась, но даже при перегрузке больше 20 л/100 км не расходовала (контрольный расход 15 л/100 км).