МАЗ-505: перспективный полноприводный грузовик СССР

МАЗ-505: перспективный полноприводный грузовик СССР

14 апреля 2022 0 Автор autohs.ru

Минский автозавод, как и многие другие советские автопредприятия, имел в своей гамме специализированные военные грузовики. Первой такой машиной стал МАЗ-502 — капотный двухосный автомобиль, с дизельным мотором и полным приводом. Грузовик получился не слишком удачным и особого распространения в войсках не получил. В начале 1960-х минчане освоили новое семейство грузовиков МАЗ-500 с прогрессивной бескапотной компоновкой. Вскоре в гамме появился новый военный грузовик МАЗ-505.

МАЗ-505

МАЗ-505
МАЗ-505 мог буксировать прицепы грузоподъемностью до 9 тонн

Первый и единственный экспериментальный образец МАЗ-505 был построен в 1962 году. Он представлял собой двухосный бортовой грузовик с кабиной над двигателем и полноприводной трансмиссией. Специально для этой машины минчане разработали усиленный передний мост с двухступенчатыми планетарными редукторами в ступицах колес. Кроме того автомобиль оборудовали 2-ступенчатой «раздаткой» с несимметричным межосевым дифференциалом с возможностью блокировки.

МАЗ-505 и МАЗ-502
МАЗ-505 и МАЗ-502 на испытаниях

Как и положено для автомобилей такого класса в основе МАЗ-505 находилась прочная лонжеронная рама. Подвески зависимые, рессорные. Тормоза всех колес барабанные, пневматические. Колеса размерностью 15,00-20 односкатные с развитыми грунтозацепами. В общем классический армейский грузовик, но с изюминкой в виде бескапотной кабины. Последняя перекочевала с гражданского МАЗа 500-серии и считалась по меркам своего времени довольно комфортной. Она была двухместной, цельнометаллической в приятном округлом дизайне, да к тому же с дополнительным спальным местом. Под кабиной скрывался 11-литровый V-образный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. Работал он в паре со стандартной 5-ступенчатой МКПП. Сразу за кабиной располагалась стальная бортовая платформа с полезной площадью пола 8,7 м2.

Недостатки концепции

МАЗ-505

Испытания проведенные в 1963 году, выявили ряд недостатков МАЗ-505. Грузовик получился довольно тяжеловесным. Его снаряженная масса достигала 6100 кг, при грузоподъемности в 5000 кг (4000 кг на бездорожье). Таким образом исходя из двухосной конфигурации, осевые нагрузки у минского грузовика были далеки от оптимальных. На переднюю ось приходилось 5300 кг от полной нагрузки, на заднюю — 5800. Как следствие на слабонесущих грунтах грузовик чувствовал себя крайне неуверенно.

Тем временем к серийному производству во всю готовился трехосный Урал-375, который по большинству эксплуатационных параметров был намного лучше минской машины. Все это привело к закономерному результату. В 1963 году проект закрыли, а единственный опытный образец разобрали.