МАЗ-510: экспериментальный одноместный грузовик СССР

МАЗ-510: экспериментальный одноместный грузовик СССР

21 июля 2022 0 Автор autohs.ru

Наверняка многие видели фотографии этой необычной машины. Минский самосвал 500-серии с одноместной кабиной, выглядел весьма необычно, если не сказать причудливо. А между тем за разработкой МАЗ-510 скрывалась серьезная работа по созданию карьерного самосвала нового поколения.

МАЗ-510

МАЗ-503
МАЗ-503

В марте 1965 года Минский автозавод освоил производство грузовика МАЗ-500. Автомобиль в техническом отношении стал большим шагом вперед по сравнению с МАЗ-200 — прежде всего благодаря новой компоновке с кабиной над двигателем. МАЗ-500 вышел на 290 мм короче предшественника и при этом имел грузовую платформу длиннее на 310 мм. Кроме того новый грузовик стал маневреннее, а за счет более просторной кабины еще и комфортабельнее. Помимо базовой бортовой модели, минчане поставили на конвейер и 7-тонный самосвал МАЗ-503 с кузовом ковшового типа.

Между тем в начале 1960-х во время разработки МАЗ-503, прорабатывался вариант создания самосвала МАЗ-510 с небольшой одноместной кабиной. Обоснование такой машине приводилось следующее. За счет уменьшения размеров кабины соответствующим образом уменьшится ее металлоемкость и вес, что приведет к удешевлению производства и увеличению грузоподъемности. У минчан перед глазами был положительный опыт коллег из Жодино, создавших очень удачный большегрузный самосвал БелАЗ-540 с одноместной кабиной расположенной сбоку от двигателя. Нечто подобное, но в уменьшенном виде, хотели воспроизвести специалисты из Минска.

МАЗ-510
МАЗ-510

Первые опытный образец МАЗ-510 был построен в 1962 году. Грузовик получил переделанную из стандартной асимметричную одноместную кабину с единственной дверью. Фактически конструкторы «отпили» бесполезную пассажирскую часть и укоротили кабину по ширине, а двигатель накрыли металлическим капотом с горизонтальными прорезями. Выглядел грузовик весьма своеобразно и на исходный МАЗ-503 был практически не похож.

Неверная концепция

МАЗ-510

Довольно быстро стало понятно, что концепция требует доработки. В реальной эксплуатации тесная кабина МАЗ-510 проявила себя неудовлетворительно. Кроме того количество переделок было настолько велико, что она практически никак не унифицировалась со стандартной кабиной МАЗ-500. В случае серийного производства для изготовления ассиметричной кабины потребовались бы новые штампы и оснастка, что фактически нивелировало экономические выгоды от проекта.

Эскиз МАЗ-510
Один из эскизов перспективного МАЗ-510 с новой кабиной в стиле БелАЗ-540

Тем не менее конструкторы продолжили работу и приступили к проектированию новой кабины. По задумке создателей она должна была походить на таковую от БелАЗ-540 и иметь угловатый дизайн с широким капотом. Однако если не считать нескольких масштабных макетов, материального воплощения кабина так и не получила. К тому времени создание специализированного самосвала посчитали экономически не целесообразным. Вскоре проект был закрыт, а прототипы разобраны на металл.