Tatra 815: последний чехословацкий самосвал

Tatra 815: последний чехословацкий самосвал

18 августа 2021 0 Автор autohs.ru

Впервые грузовики чехословацкой фирмы Tatra попали в Советский Союз в 1945 году. Эти машины поразили советских водителей своей необычной конструкцией — хребтовой рамой, независимыми подвесками и двигателем воздушного охлаждения. Тем не менее несмотря на сложное устройство, Татры исправно служили в самых суровых районах страны, и заслужили репутацию весьма надежных и комфортных в работе грузовиков. Наиболее массовой и известной машиной фирмы Татра в Советском Союзе стала — Tatra 815.

Tatra 815

Tatra T813 и Tatra T148
Tatra T813 и Tatra T148 (на заднем плане)

В 1969 году Татра освоила выпуск нового грузовика Tatra T148. Эта машина стала дальнейшим развитием модели Т138 и унаследовала характерные черты ее конструкции в виде капотной кабины и хребтовой рамы. Основным рынком сбыта Т148 были социалистические страны, а больше всего поставок пришлось на Советский Союз, где Tatra T148 в арктическом исполнении активно трудились на наших северных стройках. Однако чехи хорошо понимали, что модель стремительно устаревает и начали работу над перспективным грузовиком нового поколения.

Позаимствовав ряд полезных решений в виде модульной конструкции и компоновки «кабина над двигателем» от тяжелого армейского Tatra Т813, в 1983 году чехи представили целую серию грузовых автомобилей под общим названием Tatra 815. Новая платформа с хребтовой рамой и независимой подвеской, была задумана как основа для унифицированных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Для них была создана гамма унифицированных V-образных дизельных моторов воздушного охлаждения, различного объема, мощности и количества цилиндров. Надо сказать, что расчет чехословаков оправдался, впоследствии модельный ряд Tatra 815 насчитывал бесчисленное количество вариантов грузовиков как военного, так и гражданского исполнения.

Грузовик из Чехии
Прототип Tatra T815S3 1976 года

Первыми на производство пошли трехосные самосвалы Tatra T815S1 и T815S3 с задней и трехсторонней разгрузкой. Позднее в серию поступили бортовые, седельные и машины шасси, также в трехосном исполнении. Они оснащались двигателями ТЗ-928 V8(231 л.с.), Т3-929 V10(283 л.с.) и Т3-930 V12(320 и 360 л.с.) Работали моторы в паре с 10 и 20-ступенчатыми механическими коробками передач. Рама для чехословацких машин традиционно была хребтовой. Передняя подвеска независимая — торсионная. Задняя подвеска — независимая, балансирная на продольных полуэллиптических рессорах. Именно конструкцией шасси обусловлен легендарная «косолапость» Tatra при неполной загрузке. Все мосты ведущие, задние с межколесными блокировками.

Внешне Татры 815-серии можно было отличить по совершенно новой трехместной кабине. Она располагалась над двигателем и в отличие от Tatra T148 имела упрощенный угловатый дизайн. Интерьер изысками не блистал, зато сиденье водителя было на пневмоподвеске, а в салоне имелся автономный отопитель на солярке.

Татра в СССР

Tatra 815
Tatra T815S1

Из всех поставляемых в Советский Союз машин 815-серии, около 90% пришлось на самосвалы. Эти машины эксплуатировались во многих регионах нашей страны, в основном северных. Несмотря на свою довольно необычную конструкцию чехословацкий грузовик оказался на редкость вынослив. Хребтовая рама обладала высокой жесткостью на изгиб и кручение и отлично себя чувствовала в условиях, где лонжеронная рама традиционных грузовиков уже шла трещинами или «винтом». Кроме того за счет полноприводной трансмиссии и независимых подвесок, отлично повторяющих профиль дороги, Татры имели великолепную проходимость и комфорт в движении.

Ходовая часть Татра 815
Ходовая часть Татра 815

Помимо всего прочего Tatra 815 отличалась отличной ремонтопригодностью. Заменить сцепление и задние рессоры не являлось проблемой — опять же благодаря особенностям «хребтовой» конструкции. Двигатели также не подкидывали особых проблем. Но если и требовался ремонт зачастую, проходил он без снятия мотора, так как доступ к его агрегатам был очень удобен.

С 1983 по 1991 год Советский Союз закупил порядка 80 тысяч Tatra 815. Затем для Татры настали трудные времена. После развала СССР и проблем в собственной стране, объем производства резко упал. Тем не менее чехи смогли сохранить производство, а грузовики 815-й серии выпускаются до сих пор, хотя и в основательно модернизированном виде.