Mazda MX-5: народный спорткар из Японии
04 мая 2022В 1980-х класс компактных спортивных родстеров практически изжил себя. Некогда великие имена вроде Triumph TR7, MG B и Fiat Spider уже сошли со сцены, а те машины, что остались, во многом отошли от первоначальной концепции открытого спортивного автомобиля за небольшие деньги. К счастью на дворе были «золотые 80-е», время когда японские автопроизводители брались за любую, маломальски перспективную нишу, и умудрялись добиваться успеха. Так произошло и в данном случае. В 1989 году фирма Мазда презентовала родстер Mazda MX-5 (Miata) и фактически возродила некогда популярный класс.
История Mazda MX-5 (NA)
Инициатива по созданию спортивного родстера принадлежала специалисту отдела планирования американского филиала Mazda USA — Бобби Холлу. Бывший журналист журнала Motor Trend и страстный поклонник классических британских родстеров, выдвинул идею создания компактного спортивного родстера. В 1983 году она оформилась в концепцию с предварительными эскизами, которая легла на стол Масакацу Като — руководителю головного отдела перспективных разработок. Като концепция показалась интересной и он дал ход дальнейшим конструкторским работам, подрядив на это дело две команды разработчиков из Калифорнии и Токио.
Команды работали параллельно на конкурсной основе. Американские разработчики предложили классическую для британских родстеров компоновку: с передним расположением двигателя и задним приводом. Японские коллеги пошли по другому пути и представили сразу 2 проекта. В одном из них концепт получил переднее расположение двигателя и передний привод, в другом — среднемоторную компоновку с приводом на заднюю ось. В 1984 году проекты прошли конкурсный отбор, в ходе которого среднемоторную схему отклонили, признав ее слишком дорогой и сложной в производстве. Фаворитом в конкурсе считалась наиболее простая переднеприводная компоновка, хотя она и противоречила традиционной концепции спортивного автомобиля. Тем не менее в ходе долгих споров, американцам удалось отстоять свой проект, и в августе того же года очертания будущего Mazda MX-5 сложились окончательно.
Спортивный родстер
В 1986 году был построен первый опытный прототип, а в начале 1989 года Mazda MX-5 (Miata) поступила на производство. В металле автомобиль представлял собой двухдверный, двухместный родстер с открытым кузовом с плавным округлым дизайном. Экстерьер включал в себя множество стилистических элементов позаимствованные у Lotus Elan. Дверные ручки, «слепые» фары, задние фонари, оформление решетки радиатора все это явным образом подчеркивало связь с британским родстером образца 1960-х.
Впервые в практике Мазда, в основу несущего кузова MX-5 был интегрирован мощный подрамник, непосредственно к которому крепились силовой агрегат и главная передача. Такая конструкция позволила значительно увеличить жесткость кузова, что для открытой машины было особенно актуально. Цельностальной кузов получил пластиковые бамперы и алюминиевый капот. Как и полагалось спортивной машине все подвески MX-5 были независимыми на двойных поперечных рычагах со стабилизаторами. Из других особенностей конструкции: реечное рулевое управление с усилителем, дисковые тормоза всех колес (спереди вентилируемые) и опциональный дифференциал повышенного трения LSD.
Четырехцилиндровый двигатель B6-ZE позаимствовали у Mazda 323. Атмосферный агрегат объемом 1,6 л выдавал 116 л.с. По современным меркам совсем немного, но вполне соответствует общей концепции автомобиля. Стандартной коробкой передач выступала тщательно выверенная по точности и усилию переключения 5-ступенчатая МКПП от Mazda 929. Для японского и американского рынка, опционально был доступен 4-ступенчаты «автомат». В целом опций и каких-то сложных технических ухищрений в MX-5 было по минимуму — это был легкий, простой двухместный родстер за адекватные деньги.
Успех не заставил себя ждать
Неудивительно, что за короткий период Mazda Miata завоевала огромную популярность. Только в первый год японцам удалось продать 35 тысяч автомобилей. При этом благодаря отличной рекламной компании и неплохим отзывам в профильной прессе, спрос превышал предложение. Миату хвалили за сбалансированную управляемость, неплохую динамику (8,6 сек 0-96 км/ч) и невысокую стоимость (цены стартовали от 14 тыс. долларов). По мнению американского журнала Automobile, Mazda MX-5 стал лучшим спортивным автомобилем 1990 года, а по версии издания Sports Car International, японский родстер вошел в десятку лучших автомобилей всех времен.
Мало-помалу автомобиль обрастал множеством специальных модификаций. В 1991 году вышла ограниченная версия Special Edition, окрашенная национальным цветом — British racing green. В дальнейшем практика выпуска спецверсий только ширилась, и для MX-5 японцы создали порядка 20 модификаций!
Между тем в техническом плане машина изменилась не сильно. В 1993 году в гамме моторов появился четырехцилиндровый впрысковый двигатель объемом 1,8 л и мощностью 131 л.с. Кроме того конструкторы несколько усилили кузов и внедрили подушки безопасности. В таком виде родстер выпускался до 1997 года. За это время было выпущено 430 тысяч единиц, что сделало MX-5 самым массовым автомобилем в своем классе.
За вторым поколением в 2005-м последовало третье, а с 2014 года выпускается машина четвертой генерации. Так что популярность маленького японского родстера не ослабевает, даже спустя три десятка лет!