Первые китайские автомобили в России

Первые китайские автомобили в России

23 января 2022 0 Автор autohs.ru

Автомобилизация Китая началась в середине 1950-х, когда в стране заработал FAW (Первый автомобильный завод). Создавался он при активной помощи Советского Союза — мы помогли документацией, оборудованием и специалистами. Изначально основной упор приходился на выпуск грузовых автомобилей, однако с начала 1980-х началось бурное развитие легковых автопроизводств. Спустя два десятилетия, когда национальный автопром серьезно окреп, компартия КНР решила, что пора начать экспорт китайских автомобилей за рубеж. Досталось и нашей стране.

Китайские автомобили в России

Китайские автомобили в России
Tianye Admiral

Первая проба сил состоялась на развивающихся рынках Африки, Ближнего Востока и Азии. В эти страны поставлялись копии, устаревших на одно или два поколения, японских или европейских машин. При этом китайцы не слишком беспокоились о качестве своей продукции и развитии дилерской сети. Фактически машины продавались как есть, без каких-либо дополнительных гарантий, по очень низкой цене — в два раза дешевле оригиналов. Неудивительно, что такими выгодными продуктами заинтересовались и российские коммерсанты.

Первый официальный дилер китайских автомобилей в России появился в 2004 году. Компания «Пекинский джип» наладила импорт пикапов Tianye Admiral (копия Toyota HiLux начала 90-х). Адмирал представлял собой рамный внедорожник с подключаемым полным приводом, бензиновым двигателем, дешевым пластиковым салоном и посредственным качеством сборки. Гарантия на машину распространялась всего на 1 год или 30 тыс. км пробега. Зато стоимость автомобиля не превышала 480 тыс. рублей. К примеру за новенький Хайлюкс того же года просили 950 тысяч.

Китайские автомобили в России
Great Wall Safe

Пример оказался заразительным и вскоре московская фирма «Ирито» организовала импорт внедорожников Great Wall моделей Deer и Safe (SUV G5). Последний имел полноценный пятидверный кузов и производил впечатление полноценного внедорожника премиального уровня. Автомобиль выделялся высокой посадкой, богатой хромированной отделкой экстерьера и спокойным монументальным дизайном в стиле японских внедорожников 90-х. В общем-то так оно и было. Прообразом Safe являлась Toyota 4Runner второго поколения: отчего тот имел подключаемый полный привод, торсионную переднюю подвеску и бензиновый двигатель. Люксовый Сейф стоил подороже Адмирала — без малого 600 тысяч рублей.

Chery Amulet
Chery Amulet

Хотя эти внедорожники были значительно дешевле своих именитых аналогов, особого интереса для массового потребителя они не представляли. Стоили машины немало, и покупать «темные лошадки» за такие деньги решались немногие. Коренным образом ситуация изменилась в конце 2005 года, когда на наш рынок попал приснопамятный Chery Amulet.

Импорт Чери организовали сразу несколько крупных дилеров — Автомир, Инком-Авто и др. Всего за 280 тысяч рублей они предлагали пятидверный хэтчбек с двигателем 1,6, гидроусилителем руля, кондиционером, CD-проигрывателем, АБС и полным «электропакетом». Невероятное сочетание потребительских свойств за такие деньги! Даже отечественные Лады стоили дороже, что уж говорить за традиционные иномарки. Казалось еще немного и китайцы полностью завоюют отечественный рынок. Всего за первый год удалось продать 12 тысяч Амулетов.

Отрезвление

Chery Amulet
Краш-тест Chery Amulet журнала Авторевю

На волне растущего рынка, в страну начали завозить самых разнообразных «китайцев». Geely, Hafei, Foton, Lifan — вот лишь неполный список марок представленных в то время в нашей стране. Зачастую эти автомобили не отвечали даже минимальным стандартам качества. Ржавеющие за один сезон кузова, текущие сальники, разваливающиеся подшипники и постоянные перебои с электрикой — извечные проблемы любителей китайской техники.

Кроме того все китайские автомобили в России имели серьезные изъяны в пассивной безопасности. В 2007 году на проведенном журналом Авторевю краш-тесте, Чери Амулет набрал всего 1,7 балла из 16 возможных! Тем не менее продажи шли хорошо. В 2007 году Chery показала трехкратный рост реализовав 37130 автомобилей. Результаты других компаний скромнее: Great Wall — 6238, Geely — 3721, BYD — 2566 машин. Всего же в тот год было продано 57 тыс. автомашин из Поднебесной (2,4% от рынка).

Китайские автомобили в России

Кризис 2008 года и новые таможенные пошлины заметно поумерил пыл импортеров. Спустя два года на российском рынке из 18 фирм остались только наиболее серьезные: Chery, Lifan, Great Wall и Geely. Так закончилась первая волна экспансии китайских автомобилей в Россию.

В середине 2000-х среди российских автомобилистов существовала устойчивая мантра, что через 5-10 лет китайские автомобили полностью завоюют мир. Как видим этого не произошло. Хотя стоит признать, что автопром Поднебесной сделал серьезный шаг вперед. О том как развивались события далее, мы расскажем в одной из последующих статей.